- относительность
-
КУН Санскр. шунья, шуньята - "пустота", "пустотность", "иллюзорность", "относительность".Основополагающее понятие буд. школы мадхьямиков (см. Саньлунь школа) и махаяны в целом. В канонич. лит-ре употребляется в двух осн. значениях: 1) все феномены "пустотны", т.е. относительны, лишены субстанциональности или "истинной реальности"; 2) абсолют есть К. (шунья), поскольку лишен эмпирич. содержания и не существует предиката, к-рый мог бы быть ему приписан. К.- это термин для обозначения того, "что не имеет причины, того, что находится вне мышления или понятия, того, что не родится, того, что не имеет измерения" ("Даосин цзин", санскр. "Аштасахасрика праджняпарамита сутра", цз. 18). Подразумевается, что феноменальное возникает мгновенно, зарождается и тут же исчезает, не имеет материальной устойчивой природы и независимой сущности, ложно и нереально, потому и называется "пустотой". В "Вэй-мо-цзин" ("Вималакирти (нирдеша) сутра") говорится: "Все дхармы (см. Фа (1), п. 2) в конечном итоге не имеют бытия, в этом смысл пустоты". "Пустота" подразумевает также, что "истинная сущность" всех вещей и явлений изначально "чиста, просветлена и успокоена (пребывает в спокойствии)".Различают две формы "пустоты": 1. "Аналитич. пустота", выявляемая в процессе анализа причин появления дхарм, их существования и исчезновения, а также из анализа самого факта "составленности", агрегатности всего феноменального и прежде всего индивид, "я", к-рое возникает, согласно буд. теории, из соединения "пяти скандх" (групп дхарм - см. У юнь). 2. "Пустотность индивид, "я" дхарм", или "пустотность дхарм" (фа кун), отсутствие "я" у дхарм. В данном случае говорят о "пустотности данного тела", т.е. независимо от разложения на составные элементы все феномены сами по себе являются "пустотой". Мадхьямика обосновывает К. законом причинности, утверждая, что вещи не имеют своего "я", т.к. они порождены причинной зависимостью (юань ци (2)); йогачара - тем, что "все дхармы есть только сознание". В различных направлениях махаяны из концепции "двух пустот" впоследствии возникли теории "трех пустот", "четырех пустот", "шести пустот", а также 10, 18, 20 и т.д."Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм) . Т. 1 - 2. Пекин, 1980; Чжунго фосюэ юаньлю люцзян (Источники по истории буд. учения в Китае). Пекин, 1979.Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.