конфуций

конфуций
Латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. (552)551, Цзоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу пров. Шаньдун),- 479 до н.э., там же.
Первый кит. философ, личность к-рого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Отцом К. был луский аристократ Шулянхэ, известный своим ратным мужеством и физич. силой. Его брак с юной Янь Чжи современники нарекли "союзом, не соответствующим правилам", ибо мужчине старше 63 лет не полагалось заново заводить семью: Шулянхэ исполнилось 66, а Янь Чжи не было и двадцати. Шулянхэ мечтал о сыне - от первой жены у него было девять дочерей, вторая родила мальчика, но болезненного. Вместе с беременной третьей супругой он отправился просить о наследнике "правителя священного глиняного холма" недалеко от Цюйфу. Там в пещере Янь Чжи родила сына, к-рого нарекли Цю - "холм" в честь священного холма и дали ему прозвище Чжунни ("Второй с глинозема"). Отец скончался, когда Конфуцию было три года. Его воспитывала мать, семья жила замкнуто и бедно. Чжунни пришлось в детстве и юности заниматься тяжелым физич. трудом - браться за самые низкие, презираемые аристократами работы. Мать скончалась, когда ему не было 17 лет.
Обладая природным умом и крепким здоровьем, он с 15 лет увлеченно занялся самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере. В древнем Китае ее условием было владение "шестью искусствами" (лю и), включавшими умение выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. Ему удалось поступить управляющим складами в семью луского аристократа Цзи Ши, затем он стал надсмотрщиком над стадами и лишь в 27 лет поступил на службу в гл. кумирню царства Лу помощником при совершении жертвоприношений. В 30 лет Конфуций открыл частную школу и впоследствии не расставался с учениками.
Т.о. К. уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тыс. учеников). Его педагогич. доктрина строилась на эгалитарно-демократич. принципе равных возможностей - "обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату- "связку сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", К. попытался сделать карьеру гос. деятеля для практич. реализации своей социально-политич. теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по др. царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологич. работой над канонич. произведениями древности. Собств. историч. миссию К. видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу к-рого составляли историко-дидактич. и художеств, произведения, прежде всего "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на историч. прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры К. считал "святых совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полуреальной, полумифич. "древности" (гу (2)), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное обществ, устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными (в идеале - чиновниками), чье наименование - жу стало обозначением конфуцианцев. При дин. Хань во 2 в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен гос. властью, конфуцианство получило статус офиц. идеологии, а К.- титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности.
Взгляды К. нашли аутентичное выражение в составленном в 5 - 4 вв. до н.э. и обретшем совр. форму на р-же н.э. сб. "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащем разнотемные высказывания самого К., его учеников и их учеников. К. также приписывается авторство на филос. коммент., входящие в "Чжоу и", и первой летописи "Чунь цю" ("Весны и осени"). К. воздерживался от суждений о сверхестеств., полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистич. "безмолвное" Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин (1)) может и должно быть познано человеком, к-рый только в таком случае способен стать "благородным мужем" (цзюнь цзы), т.е. нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой" (ли (3)), а не "должной справедливостью" (и П1), низкопоставленный и привязанный к конкр. делу. В сфере "благодати/добродетели" (дэ (1)) "благородный муж" господствует над "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения К.- человек, осмысляемый в единой социально-этич. плоскости, к к-рой сводятся проблемы и экзистенциальные ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?"), и религ. ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям?"), и гносеологич. (знание - это "знание людей"). Человеч. "природу" (син (1)) К., видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки", ср. "Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"). Поэтому для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли (2))", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь (2)) в Поднебесной. "Благопристойность" - "внешняя", ритуализованная этико-социальная норма и "гуманность" - "внутр." морально-психологич. установка на "любовь к людям" составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг к-рой концентрируются его основополагающие категории - "благодать-добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо (1), см. Сяо ти), "верность" (чжун (2), см. Чжун шу) и др. Этика К. подчинена принципам "срединности" (чжун юн - "золотая середина", см. "Чжун юн"), и "взаимности" (шу (3) - "золотое правило морали", см. Чжун шу). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологич. концепцию "выправления имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-администр. управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. учение мин цзя), В целом социально-политич. доктрина К. зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этики-ритуала (ли (2)) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции обществ, жизни: административно-правовым, утилитарно-экономич., естественно-природным, к-рые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом, мо цзя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религ. культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного правителя" и святого мудреца, сохранившийся за ним в Китае до нач. 20 в.
В 1985 в КНР создан НИИ К. (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Кит. фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзиц-зиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю", Цзинань).
А.И. Кобзев, Л.С. Переломов
*Ян Шуда (сост.). Лунь юй шу чжэн ("Суждения и беседы" с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955; Попов П.С. Изречения К., учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Древнекит. философия. Т. 1 - 2. М., 1972 - 3; Кобзев А.И. "Великое учение" - конф. катехизис // Историко-филос. ежегодник. 1986. М., 1986; Un Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943; Legge J. The Chinese Classics. ,Vol. 1. Hong Kong, 1960; "Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982. С. 3 - 45; Семененко И.И. Афоризмы К. М., 1987; Малявин В.В. Конфуций. М., 1992; Переломов Л.С. Слово К. М., 1992; Его же. К.: жизнь, учение и судьба. М., 1993; Цай Шансы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей К.). Шанхай, 1982; Куан Я мин. Кун-цзы пин чжуань (Критич. биография К.). Цзинань, 1985; Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о К.). Шэньян, 1990; Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931; Creel H.C. Confucius, the Man and the Myth. N.Y., 1949; FingaretteH. Confucius - the Secular as Sacred. N.Y., 1972; DawsonR. Confucius. Oxf., 1981.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "конфуций" в других словарях:

  • КОНФУЦИЙ — (латинизир. форма кит. Кун Фу цзы), имя Кун Цю, прозвище Чжунни (551 479 до н.э.) др. кит. философ, основатель конфуцианства. К. происходил из знатного, но обедневшего рода аристократов чиновников. Его отец прославился воинской доблестью,… …   Философская энциклопедия

  • КОНФУЦИЙ — латинизированная форма китайского Кун Фу цзы «Учитель Кун», Кун цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551 479 до н.э). Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу… …   Юридическая энциклопедия

  • Конфуций — (Кун Цзы) (ок. 551 479 гг. до н.э.) мыслитель, основатель этико политического учения Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен. Достойный человек не может не обладать широтой познаний и… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Конфуций — (551 479 гг. до н. э.) великий китайский мыслитель. Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Во II в. до н. э. конфуцианство было признано в Китае официальной… …   Политология. Словарь.

  • Конфуций — Конфуций. КОНФУЦИЙ (Кун цзы) (около 551 479 до нашей эры), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге Лунь юй ( Беседы и суждения ).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОНФУЦИЙ — (Кун цзы) (ок. 551 479 до н. э.) древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге Лунь юй ( Беседы и суждения ).КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу цзы учитель Кун), Кун цзы, Кун Цю, Кун… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Конфуций — (Кун фу цзы, род. в 552 г. до нашей эры) китайский моралист, учивший, что нравственное самоусовершенствование есть необходимое условие для сохранения и укрепления семьи и государства. Современный ему политический строй феодально императорского… …   1000 биографий

  • КОНФУЦИЙ — Религиозный и нравственный учитель, почитаемый до сих пор в Китае, где в честь его выстроен храм; жил около 500 лет до Р. Х. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОНФУЦИЙ — (Кун цзы) (551 479 до н.э.) китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. было ответом на кризис традиционной… …   Новейший философский словарь

  • конфуций — сущ., кол во синонимов: 2 • посланник (16) • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Конфуций — (Кун цзы, Кун Фуцзы) (Confucius, Kongzi, Kung Fu Tzu) (ок. 551 479 до н.э.), самый выдающийся кит. философ. В условиях нестабильности гос ва Восточное Чжоу К. пытался возродить «золотой век», к рый, как он считал, характеризовал эпоху ранней… …   Всемирная история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»