ван аньши

ван аньши
Ван Цзефу, Ван Баньшань.
1021, Линьчуань, пров. Цзян-си, - 1086, Цзяннин (Нанкин)
Гос. деятель, философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), литератор и филолог. Происходил из семьи мелкого чиновника, в 1042 получил высшую ученую степень цзиньши, дважды занимал пост канцлера (цзайсяна), имел титул Цзинского князя (Цзин-гун). В 1069-76 проводил реформы, направленные на усиление контроля гос-ва над экономикой и обществ, жизнью: натуральные и трудовые повинности заменялись денежным налогом; вводились централизованное регулирование цен и гос. ссуды под залог будущего урожая; сельское население сводилось в иерархию численно упорядоченных соединений, связанных круговой порукой и ополченческими обязанностями (система ба-оцзя). Данные мероприятия, обосновывавшиеся благом народа (минь) и имевшие целью ограничение влияния чиновной знати и крупных землевладельцев, в то же время вели к монополизации гос-вом ключевых сфер торговли и ремесленного производства, подавлению их частных форм. Деятельность В.А. вызывала сопротивление многих видных его современников, среди к-рых были крупнейшие представители кит. культуры - Оуян Сю, Сыма Гуан, Су Ши, Шао Юн, Чэн Хао, Чэн И и др. Эта борьба получила широкое и разноречивое отражение как в идеологич., так и в художеств, лит-ре Китая.
Будучи в основе конфуцианской, в части, ориентированной на утопич. идеал системы '*колодезных полей" (цзЛн тянь), социально-политич. программа В.А. включала в себя утилитаристские принципы легизма: опору на законы (фа (1)), в особенности карательные ("суровые наказания за малые проступки"), поощрение воинской доблести (у (2), см. Вэнь), отказ от признания абс. приоритета "древности" (гу (1)) над современностью. Теоретически обосновывая свою программу (предполагавшую также усиление практич. направленности системы образования и гос. экзаменов), В.А. создал "новое учение" (синь сюэ 12), п. 1), основанное на оригинальной интерпретации трех конф. канонов - "Ши цзина", "Шу цзина" и "Чжоу ли", последний из к-рых в области социально-политич. идеологии он ставил выше предпочитавшейся тогда конфуцианцами канонич. летописи "Чунь цю".
Из соответствующих экзегетич. произведений В.А. сохранился лишь трактат "Чжоу гуань синь и" ("Новый смысл чжоуского управления"), посвященный "Чжоу ли". В обл. онтологии вместо сложной комбинаторики 64 гуа "Чжоу и" В.А. стремился использовать более простую схему "пяти элементов" (у син (1)), содержавшуюся в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), что отражено в его гл. филос. соч. - коммент. к этому тексту ("Хун фань чжуань"). Интерес В.А. к даосизму, проявившийся в создании коммент. (чжу) к "Дао дэ цзину" (сохранились фрагменты) и сочувств. эссе о Чжуан Чжоу, послужил для Чжу Си (12 в.) поводом к упрекам В.А. в подверженности даос, влиянию. Интерпретируя "Дао дэ цзин", В.А. трактовал дао как общемировую субстанцию, "телесную сущность" (ти (1), см. Ти-юн) к-рой составляет покоящаяся "изнач. пневма" (юань ци (1)), а "проявление" (юн (2))-движущаяся всенаполняющая (чун) "пневма" (ци |1)). "Покой" (цзин (2))- "господин движения" (дун, см. Дун - цзин), высшей закономерностью к-рого является "предопределение" (мин ). В мире движущихся и постоянно изменяющихся вещей все проникнуто парами (оу) противоположностей (дуй) по модели инь ян и подчинено бесконечным взаимопорождениям и взаимопреодолениям "пяти элементов", к-рые конкретизировались В.А. в 12 категориях: "времена", "места", "материалы", "пневмы", "индивидуальные природы" (син (1|), "телесные формы" (син (2)), "дела" (ши (3), см. Вэй (1)), "чувства" (цин (2), см. Син (1)), "цвета", "звуки", "запахи", "вкусы". "Дух" (шэнь (1)) способен отрешиться от этой расчлененности и вернуться к изнач. "покою", хотя он и произволен от "телесной формы": он "рождается от индивид, природы, индивид, природа - от подлинности ("искренности"-чэн (1)), подлинность - от сердца (синь (1))". В.А. считал, что "индивид, природа" человека нейтральна по отношению к категориям "добра" и "зла" (см. Син (1)), к-рые приложимы лишь к ее деятельному проявлению - "чувствам". Отсюда он выводил возможность активного педагогич., юридич., экономич. и политич. воздействия на людей и изменения их привычек, обусловленных "чувствами".
Эксперименты В.А. были прекращены после его отставки, но его социально-политич. взгляды продолжали оказывать существ. влияние на мн. средневек. кит. мыслителей, в т.ч. на Ван Янмина (15 - 16 вв.), а в кон. 19 - нач. 20 в. - на реформаторов нового типа Кан Ювэя, Лян Цичао и др. Модернизированный вариант идеологич. аргументации В.А. - тезис об "огосударствлении" осн. сфер экономич. и обществ, жизни для ограничения частного "произвола" и во имя блага народа, интересы к-рого неотделимы от интересов надклассового об-ва-гос-ва, присутствует в доктринах ряда политич. течений Китая 20 в., прежде всего Гоминьдана и Гос.-социалистич. партии. Однако распространенные в лит-ре оценки В.А. как этатиста-социалиста, провозвестника гос. капитализма исторически некорректны.
*Линьчуань сяньшэн вэнь цзи (Собр. лит. творений учителя из Линьчуани). Шанхай, 1959; Ван Вэнь-гун цюань цзи (Поли. собр. соч. Вана, князя Культуры). Пекин, 1962.
**Иванов А.И. Ван Аньши и его реформы. XI в. СПб., 1909; Лапина З.Г. Политич. борьба в средневек. Китае (40 - 70-е гг. XI в.). М., 1970; Позднеева Л. Д. Кит. преобразователь XI в. в совр. ему памфлете // ВМУ. Востоковедение. 1970. №1; Хоу Вайлу, Цю Ханьшэн. Вэйучжуичжэ В.А. (Материалист В.А.) // Лиши яньцзю. 1958. №10; WilliamsonH.R. Wang An-shih, a Stateman and Educationalist of the Sung Dynasty. Vol. 1 - 2. L., 1935-7; Liu T.C.J. Reform in Sung China. Wang An-shih (1021 - 1086), and His New Policies. Camb., 1959; Wang An-shih. Practical Reformer? Ed. by Meskill J. Boston, 1963.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ван аньши" в других словарях:

  • ВАН АНЬШИ — (1021 1086), Ван Цзефу, выдающийся китайский социальный реформатор, государственный деятель, философ конфуцианец (см. КОНФУЦИАНСТВО), литератор и филолог. Родился в Линьчуань в провинции Цзянси в семье мелкого чиновника, уже в 1042 получил высшую …   Энциклопедия Кольера

  • Ван Аньши — Дата рождения: 1021 год(1021) Дата смерти …   Википедия

  • Ван Аньши — (1021 1086), китайский реформатор; в 1070 1074 и 1075 1076 первый министр. Ввёл систему государственных ссуд крестьянам, заменил наёмное войско армией, комплектуемой путём рекрутского набора, пытался регулировать рыночные цены. Большая часть… …   Энциклопедический словарь

  • ВАН АНЬШИ — ВАН АНЬШИ, Ван Цзефу (1021—1086), китайский поэт, ученый, государственный деятель. Стихи, ритмич. проза (фу). Послания, эссе, памфлеты. Труды, в т.ч. по истории и теории кит. лит ры, комментарии к канонич. книгам …   Литературный энциклопедический словарь

  • ВАН АНЬШИ — (1021 86) китайский реформатор; в 1070 74 и 1075 76 первый министр. Ввел систему государственных ссуд крестьянам, заменил наемное войско армией, комплектуемой путем рекрутского набора, пытался регулировать рыночные цены. Большая часть реформ была …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ван Аньши — (Wang Anshi) (1021 86), кит. гос. деятель, гл. советник в период династии Сунов (1069 76). Провел важные финанс. и адм. реформы, реорганизовал армию и местную систему управления. Проводившиеся им меры получили назв. Новая политика . Она включала… …   Всемирная история

  • Реформы Ван Аньши — проведены в Китае в период с 1069 по 1074 гг. суньским сановником Ван Аньши в финансово экономической и социальной области (проведена новая земельная перепись и обложена налогами с земли служилая знать; государственная барщина заменена денежным… …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • Ван Аньши, Ван Цзефу — (1021 1086)     китайский учёный, философ, поэт. Предложил (1060) и, став министром, осуществил (1070 76) реформы в области образования основал училища для подготовки специалистов, изменил систему государственных экзаменов и др. Реформы встретили …   Педагогический терминологический словарь

  • Ван (фамилия) — Иероглиф клана Ван Ван (кит. упр. 王, пиньинь: Wáng)  китайская фамилия (клан), происходит от титула правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и Средние века. Вторая омонимичная фамилия Ван (汪) имеет другое значение («пруд» …   Википедия

  • Чанъи-ван — (昌邑王) позднее Хайхунь хоу (海昏侯) Фамилия: Лю (劉 liú) Имя: Хэ (賀, hè) Чанъи ван Хэ (кит. упр. 昌邑王賀, пиньинь: chāngyí wáng hè) (умер 59 до н. э.) китайский император династии …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»