Первый Ватиканский собор

Первый Ватиканский собор
согласно принятому в Римско-католической Церкви счёту, 20-й Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же дня объявил его отложенным на неопределённое время (sine dei). Не возобновлялся.
История
Был созван буллой Римского Папы Пия IX Aeterni Patris 29 июня 1868 года.
Открылся 8 декабря 1869 года; 20 сентября 1870 был вынужден приостановить свои заседания ввиду захвата Рима войсками Итальянского королевства.
Предполагалось, что Собор обсудит большое количество догматических и канонических вопросов, но из-за того, что работа Собора была прервана, было принято только две догматические конституции:
1. Dei Filius излагала католическую позицию относительно Бога как Творца всех вещей, относительно естественного познания Бога человеком, сверхъестественного Откровения, веры и доверия и об отношении веры и разума.
2. Pastor aeternus провозглашала позицию по ряду тем: примат апостола Петра, папа как преемник Петра, вселенская юрисдикция Римского епископа, догмат о папской непогрешимости (безошибочности) (лат. infallibilitas). Конституция — наиболее полное официальное изложение позиции Римско-Католической Церкви относительно папской власти.
Частичная победа ультрамонтанской точки зрения была в значительной мере обусловлена ожесточённой борьбой папства за сохранение своей светской власти перед натиском войск Виктора Эммануила, в 1871 году воцарившегося в Риме вместо пап.
Споры и реакция
Проект конституции Pastor aeternus находился на обсуждении Собора с 21 января 1870 года и содержал 15 глав: первые 10 глав — о Церкви вообще, 11-я и 12-я — о верховной юрисдикции (примате) Папы, три последние — о отношениях между Церковью и государством. Включённая позже в проект глава о infallibilitas вызвала острую реакцию ряда европейских держав: французский министр Дарю послал в Секретариат Церковного государства 2 ноты, выражавшие опасения в связи с предполагаемым определением; австрийское правительство направило ноту своему послу в Риме для передачи госсекретарю кардиналу Антонелли, выражавшую недоумение и озабоченность. В результате 21 марта Антонелли попросил Пия IX отозвать проект декрета о infallibilitas; однако папа дал указание продолжить работу.
Догмат о непогрешимости также вызывал возражения значительной части духовенства, присутствовавшего на Соборе, хотя не столько по существу догмата, сколько в связи с сомнениями в его политической своевременности. Идейным вождём антиультрамонтанской партии был профессор церковной истории И. Дёллингер (Johann Joseph Ignaz von Döllinger).
В речи, приписываемой (в католических кругах принято мнение о её подложном происхождении, а авторство предположительно приписывается бывшему мексиканскому монаху Х. Эскудеро (Dr. José Agustín de Escudero)) католическому архиепископу Джяковскому Иосифу Штроссмайеру (Josip Juraj Strossmayer), приводится, в частности, исторический аргумент против догмата:
Если мы признаем Пия IX непогрешимым, то обязаны признавать непогрешимыми всех его предшественников. Хорошо! Но здесь, достопочтенные братья, история возвышает свой авторитетный голос в доказательство, что некоторые папы погрешали. Вы можете протестовать против этого, или отрицать это, как вам угодно, но я докажу это. Папа Виктор (192) сначала одобрил монтанизм (ересь II в.), а потом осудил его. Марцеллин (296—303) был идолопоклонником: он вошел в храм Весты и принёс жертву богине. Вы скажете, что это было дело слабости, но я отвечаю: наместник Иисуса Христа умирает, но не делается отступником. Либерий (358) согласился на осуждение Афанасия и решился принять арианство, для того чтобы его освободили из ссылки и возвратили прежнюю кафедру. Гонорий (625) придерживался монофелитизма, отец Гратри основательно доказал это. Григорий I (578-90) называет того антихристом, кто берёт на себя титул Вселенского епископа, и несмотря на то, Бонифаций III (607—608) понудил отцеубийцу императора Фоку дать себе означенный титул. Пасхалий II (1088—1099) и Евгений III (1145) одобряли дуэли; Юлий II (1609) и Пий IV (1560) воспрещали оные. Евгений IV (1431—1439) признавал Базельский Собор и восстановление употребления святыя чаши в церкви богемской. Пий II (1458) уничтожил эту привилегию, Адриан II (867—872) объявил гражданские браки действительными; Пий VII (1800—1823) осуждал их, Сикст V (1585—1590) обнародовал издание Библии и известной буллой одобрил чтение оной. Пий VII осуждал читающих оную. Климент XIV (1769—1774) уничтожил орден иезуитов, дозволенный Павлом III; Пий VII восстановил оный.
Дискуссия по определению infallibilitas проходила с 13 мая по 17 июля. Соборная ассамблея заслушала 65 выступлений, 26 из которых были направлены против принятия подобного догматического определения. Предварительное голосование по проекту конституции 13 июля 1870 года выявило 88 голосов «против» (non placet), что составляло четверть ассамблеи, в том числе 3 кардинала, 2 патриарха, архиепископы Парижа, Лиона, Милана, Кёльна, Мюнхена, епископы Ф. Дюпанлу, В. фон Кеттелер, К. Й. Гефеле, А.-Л. Маре и др. Раздосадованный Пий IX на следующий день написал письмо кардиналу Л. Билио с указанием внести в текст определения папской непогрешимости слова «ex sese, non autem ex consensu Ecclesiae», что отменяло саму необходимость соборного одобрения. К 17 июля несогласные епископы (61 человек) покинули Рим. 18 июля на торжественной сессии (4-м пленарном заседании) в присутствии Пия IX было проведено голосование, на котором только двое проголосовали против. Папа ратифицировал голосование.
В 1871 году Дёллингер и его сторонники были отлучены. Впоследствии германское, австрийское и швейцарское духовенство, отвергшее решения Собора, основали Церковь, известную как Старокатолическая.
Принятие догмата в значительной мере спровоцировало появление в Германии Бисмарка политики Kulturkampf, проводившейся в 1870-е годы.
Догматические определения Собора были категорически отвергнуты как протестантами, так и Православной Церковью.
Infallibilitas
В итоге ожесточённых прений по догмату о папской вероучительной непогрешимости (Infallibilitas) соответствующее определение было принято в следующей формулировке:
«Romanum pontificem, ***** ex cathedra loquitur, id est, ***** omnium christianorum pastoris et doctoris munere fungens, pro suprema sua apostolica auctoritate doctrinam de fide vel moribus ab universa ecclesia tenendam definit, per assistentiam divinam, ipsi in beato Petro promissam, ea infallibilitate pollere, qua divinus Redemptor ecclesiam suam in definienda doctrina de fide vel moribus instructam esse voluit; ideoque eiusmodi Romani pontificis definitiones ex sese, non autem ex consensu ecclesiae irreformabiles esse. Si quis autem huic nostrae definitioni contradicere, quod Deus avertat, praesumpserit: a. s.»
«<...> определяем, что Римский епископ, когда говорит с кафедры, то есть когда, выполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан, своей высшей апостольской властью определяет, какого учения в вопросах веры или нравственного поведения должна держаться вся Церковь, — в силу божеского содействия, обещанного ему в св. Петре, обладает тою же непогрешимостью, какою по воле божественного Искупителя должна обладать Церковь Его, когда определяет учение, относящееся к вере или нравственному поведению, а посему таковые Римского епископа определения являются неподлежащими отмене сами по себе, а не по решению Церкви. Кто же, — да не допустит Бог! — дерзнет против сего нашего определения возражать, да будет анафема.»
Умеренная (с точки зрения кругов, опасавшихся политических последствий принятия догмата) трактовка догмата была изложена в статье епископа Санкт-Пёльтена Иосифа Фесслера (Josef Fessler) Die wahre und falsche Unfehlbarkeit des Päpste (Вена, 1871), одобренной Пием IX как официальный комментарий. Изложенная им точка зрения ограничивает непогрешимость папского учительства только теми случаями, когда Папа ясно выражает свою волю от имени всей Церкви под угрозой отлучения в противном случае.
Литература
1. Католическая энциклопедия. Издание Францисканцев. М., 2002, Т. I, стр. 858—863.
2. I Ватиканский собор. Статья в Католической энциклопедии
3. I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878) // Енё Гергей. История папства

Католическая энциклопедия. . 2011.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Первый Ватиканский собор" в других словарях:

  • Первый Ватиканский собор — Дата 1869 1870 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Тридентский собор Следующий Собор Второй Ватиканский собор Созван Пием IX Под председательством Пия IX Число собравшихся 744 Обсуждавшиеся темы ра …   Википедия

  • Первый Ватиканский Собор — согласно принятому в Римско католической церкви счёту, 20 й Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же… …   Википедия

  • Первый ватиканский собор — согласно принятому в Римско католической церкви счёту, 20 й Вселенский собор. Открылся 8 декабря 1869 года. Прервал свою работу 1 сентября 1870 года; после капитуляции папской армии 20 сентября 1870 года Пий IX буллой Postquam Dei munere того же… …   Википедия

  • Первый Константинопольский собор — Дата 381 год Признаётся Католицизм, Православие, Англиканство, Ассирийская церковь, Лютеранство, Древневосточные церкви Предыдущий Собор Первый Никейский собор Следующий Собор Эфесский собор Созван Феодосием I …   Википедия

  • Первый Латеранский собор — Дата 1123 год Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Четвёртый Константинопольский собор Следующий Собор Второй Латеранский собор Созван Каликстом II Под председательством Каликста II Число собравшихся 300 1000 Обсуждавши …   Википедия

  • Первый Вселенский собор — Первый Никейский собор Дата 325 Признаётся Католицизм, Православие, Древневосточные церкви, Сиро персидская церковь, Англиканство, Лютеранство Предыдущий собор нет Следующий собор Первый Константинопольский собор Созван …   Википедия

  • Первый Никейский Собор — Дата 325 Признаётся Католицизм, Православие, Древневосточные церкви, Сиро персидская церковь, Англиканство, Лютеранство Предыдущий собор нет Следующий собор Первый Константинопольский собор Созван …   Википедия

  • Первый вселенский собор — Первый Никейский собор Дата 325 Признаётся Католицизм, Православие, Древневосточные церкви, Сиро персидская церковь, Англиканство, Лютеранство Предыдущий собор нет Следующий собор Первый Константинопольский собор Созван …   Википедия

  • Первый Никейский собор — У этого термина существуют и другие значения, см. Никейский собор. Первый Никейский собор Дата 325 Признаётся Католицизм, Православие, Древневосточные церкви, Сиро персидская церковь Предыдущий Собор нет Следующий Собор Первый Константинопольский …   Википедия

  • Первый Лионский собор — У этого термина существуют и другие значения, см. Лионский собор (значения). Первый Лионский собор Дата 1245 год Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Четвёртый Латеранский собор Следующий Собор Второй Лионский собор Созван Иннокентием IV Под… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»