Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис

Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис
название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (редк. Апока́липс, с прописной буквы, от греч. ἀποκάλυψις — раскрытие).
В Книге описываются cобытия, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также само Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.
Авторство
Христианская традиция приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Это мнение издавна подвергается сомнению, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса разительно отличается от «Евангелия от Иоанна» и Иоанновых посланий. При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые позднейшей традицией были объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму» («Церковная история», кн. 3, гл. 39, 5).
Каноничность
Упоминания и цитаты из книги встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (81—96 гг.). Ириней Лионский (около 180 г.) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.
Вопрос о каноничности долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были свт. Кирилл Иерусалимский и, видимо, свт. Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своём послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утверждённом Лаодикийским поместным собором 364 г. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 г.) и Карфагенским (419 г.)
Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом следует отметить, что Апокалипсис — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причём не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).
Богослужебное использование
Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета. Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.
Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствий в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах. В Католической церкви сейчас читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».
Содержание
По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.
Данная Книга подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нём к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.
Источники
1. Брюс М. Мецгер, Текстология Нового Завета. Москва, 1996, сс. 30-35.
2. Типико́н, си́речь, изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы
3. В. П, Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914

Католическая энциклопедия. . 2011.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис" в других словарях:

  • Откровение Иоанна Богослова — Запрос «Апокалипсис» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Видение Иоанна Богослова. Миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского» …   Википедия

  • ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, Апокалипсис — (греч. apokalypsis откровение) одна из книг Нового завета, приписываемая христ. традицией Иоанну Богослову, автору 4 го евангелия я 3 посланий, вошедших в новозаветный канон, и датируемая согласно ей 95 г. О. содержит пророчества о «конце света» …   Атеистический словарь

  • Откровение Иоанна Богослова —    см. Апокалипсис …   Православие. Словарь-справочник

  • ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… …   Православная энциклопедия

  • ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, или АПОКАЛИПСИС — (/apokЈluyij), последняя книга Библии и единств. пророческая по своему *жанру книга в *каноне НЗ. Написана на греч. языке; состоит из 22 глав. Каноничность. Откр не читается за богослужением Правосл. Церкви, что связано со сравнительно поздней… …   Библиологический словарь

  • Откровение Святого Иоанна Богослова — Запрос «Апокалипсис» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Видение Иоанна Богослова Откровение Иоанна Богослова  название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (редк. Апокалипс, с прописной… …   Википедия

  • Откровение Иоанна — Запрос «Апокалипсис» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Видение Иоанна Богослова Откровение Иоанна Богослова  название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (редк. Апокалипс, с прописной… …   Википедия

  • ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ — [греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννου τοῦ Θεολόγου τῆς Πάτμου], имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К польского Патриархата. Исторический очерк Мон рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе Мон рь ап. Иоанна… …   Православная энциклопедия

  • Откровение Иоанна — («Откровение Иоанна»,)         «Откровение апостола Иоанна Богослова», распространённое в русской литературе название раннехристианского произведения Апокалипсис …   Большая советская энциклопедия

  • Книга Откровения Иоанна Богослова — Запрос «Апокалипсис» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Видение Иоанна Богослова Откровение Иоанна Богослова  название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (редк. Апокалипс, с прописной… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»