- Авель
-
(древнеевр. hebel — дуновение, аккадское apilu — сын) — второй сын Адама и Евы, младший брат Каина. В библ. повествовании (Быт 4, 1–16) говорится о том, как братья принесли Богу жертвы: Каин, земледелец, — плоды земли, а А., пастух, — лучших животных из своего стада. Из-за того, что Бог принял только жертву А., Каин убил своего брата. Богосл. содержание истории Каина и А. заключается прежде всего в последствиях первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Уже ближайшие потомки прародителей представляют две противоположные нравственные позиции, определяющие различное отношение Бога к ним. По интерпретации ап. Иоанна, Каин совершил убийство, потому что “дела его были злы, а дела брата его праведны” (1 Ин 3,12). Ап. Павел объяснял, что именно верою “Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин” (Евр 11, 4). Кровь, пролитую праведным А., первым мучеником (Мф 23, 35; Лк 11, 51), можно рассматривать как прообраз совершенной искупительной жертвы Иисуса Христа (Евр 12, 24). Амвросий Медиоланский видел в чистой жертве А. прообраз Евхаристии (De incarnationis Domini sacramento 1, 4). Юстин Философ рассматривал А. как образ человека, праведно приносящего жертву (Dialogus ***** Tryphone Iudaeo 19, 3). Для св. Августина А. — символ Церкви, преследуемой миром и утешаемой Богом (De civitate Dei 15, 18, 2; 18, 51, 2). Жертва, принесенная праведным А., упоминается в Римском каноне Святой Мессы вместе с приношениями Авраама и Мелхиседека.В раннехрист. искусстве А. изображался в рельефных композициях на саркофагах и в мозаиках — как правило, приносящим жертву, вместе с Каином или праведным Мелхиседеком (мозаики в церквях Св. Виталия, 547, и Св. Аполлинария, ок. 675, в Равенне). Позднее изображения А. появлялись как в мозаичных композициях (XI в., собор Св. Марка, Венеция), так и в рельефах (Л. Гиберти, двери баптистерия, XV в., Флоренция) и в живописи. Здесь А. представляли чаще в сцене братоубийства (Тициан, XVI в., Санта Мария делла Салюте, Венеция), чем во время жертвоприношения. Иногда обе эти сцены соединялись в одной картине (Я. Тинторетто, XVI в., гал. Академии, Венеция). Нередко образ А. фигурирует в произведениях искусства XIX в. (Ж. Дюпре, Авель, бронзовая скульптура), в некоторых композициях — вместе с Адамом и Евой, что добавляет новую тему в традиционный сюжет (Э. Барриас, Адам и Ева несут тело Авеля).Лит-ра: Aptowitzer I. Kain und Abel in der Legende. W., 1922; Cabrol F. // DACL 1, 61–66; Mangenot E. // DThC. 1, 28–35; Gunkel H. Das Buch Genesis. Gц., 1967; Jakubiec C. Prehistoria biblijna. Poznaс, 1969.И. Баранов, Л. Мирри
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.