Ангел


Ангел
(от греч. άγγελος — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей, А. могут отпасть от служения Богу и предстать как враги Бога и людей.
В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9–10) А. предстоят пред самим Господом (Тов 12, 15; Откр 8, 2–5) и Его Престолом (Ис 6, 1–4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу А. символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12; Деян 1, 10; 12, 7).
Посредничество А. между Богом и людьми символически выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой А. сходят и восходят (Быт 28, 12–13). Многочисленны примеры посредничества А. в ВЗ: А. вывели Лота из Содома (Быт 19), А. Господень нашел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6, 11), предрек рождение Самсона (Суд 13, 3–21). В НЗ А. возвестил Деве Марии о рождении Спасителя (Лк 1, 26–38), А. Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9–11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19–20). А. укреплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43); о заступничестве ангельского воинства говорил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). А. свидетельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5–6; Лк 24, 23; Деян 1, 10–11); они станут участниками Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39–41.49; 16, 27; 24, 31; 25, 31; Мк 8, 38) и конечного триумфа небесной славы (Откр 1, 16; 8, 2 и далее).
В ВЗ (Исх 3, 2; Суд 2, 1 и др.) встречается понятие А. Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.
Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14; Мф 18, 10; Деян 12, 15; ср. Пс 91, 11; Мф 4, 6). А. следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклонение («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).
В НЗ упоминаются также «согрешившие» А. (2 Петр 2, 4; Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение А. произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23); первым согрешил один из А., отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других А. (Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8; SuЗrez, De angelis 5, 12, 13).
В первые века христианства считалось, что «духовное тело» А. состоит из более тонкой материи, нежели земные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). Понятие о бесплотности А. как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число А. «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, А. разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, престолы, господства, архангелы и др.).
Ср.-век. богословы писали о природе А. и об их месте в иерархии мироздания; совр. богословие не считает целесообразным использование чисто филос. методов в учении об А., ограничиваясь интерпретацией упоминаний об А. в библ. текстах. Согласно учению Католической Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (ср. DH 800, 3002). О личностной сущности А. писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об А. в контексте истории спасения (LG 49–50, 66). Учение об А. получило свое выражение в Божественной литургии, которую народ Божий на земле мистическим образом служит вместе со святыми и А. на небесах.
Лит-ра: Книга Ангелов: Антология. СПб., 2001; SuЗrez F. De Angelis. Lv., 1620; Vacant A. AngОlologie dans l’Гglise latine depuis le temps des PПres jusqu’И St. Thomas // DThC 1, 1222–28; Idem. AngОlologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postОrieurs // Ibid., 1228–48; Peterson E. Das Buch von den Engeln. Lpz., 1935; Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954; DaniОlou J. Les anges et leur mission d’aprПs les PПres d’Гglise. Chevetogne, 1957; Tavard G. Die Engel: Handbuch der Dogmengeschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b.
Е. Зайцев
Иконография. Изначально А. изображали в облике юношей. Первые известные образы А. (на фресках, в мозаиках, рельефах на саркофагах) относятся к III в. С кон. IV в. А. изображали с крыльями, ореолом или диадемой из звезд. Среди многочисл. иконографических представлений А. уже с раннего периода сформировалось несколько осн. тематических типов: 1) А. — свидетель в сценах крещения и вознесения Христа, в сюжете принесения в жертву Исаака, А., пребывающий вместе с пророком Даниилом во рву, со св. Петром, заточенным в темницу, и т.п.; 2) А., благовествующий Деве Марии, св. Иосифу, свв. Иоакиму и Анне, пастухам и т.п.; 3) А., поклоняющиеся Богу (киворий в базилике Св. Марка в Венеции, 550), а также прославляющие Пресвятую Богородицу (мозаика рим. базилики Сан Паоло фуори ле Мура); 4) А., указывающий путь Св. Семейству во время бегства в Египет; сопровождающий волхвов к Младенцу Иисусу и т.п.; 5) А., исполняющий Божественную волю в сценах Страшного суда, изгнания из рая и т.п.
Архангелов уже с V в. представляли в белых одеждах, с жезлом, мечом или шаром, символизирующим землю; первыми появились изображения архангела Михаила, позднее — Гавриила (особенно часто — в сцене Благовещения) и Рафаила. Впоследствии иконы архангелов Гавриила и Михаила стали постоянным элементом деисусного ряда иконостаса (располагаясь следом за иконами Богоматери и Иоанна Крестителя). В визант. искусстве получила распространение тема ангельских хоров. В вост. иконографии встречаются также самостоятельные изображения А. («Ангел Златые власы», 2-я пол. XII в., ГРМ, С.-Петербург).
Умиротворенные А. на иконах работы Чимабуэ (Мадонна с Младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником и Мадонна с Младенцем на троне с восемью ангелами, кон. XIII в., обе — Уффици, Флоренция) созвучны безмятежному лику Пресвятой Богородицы. На фресках Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (нач. XIV в., Падуя) А. изображены сострадающими (Распятие и Оплакивание), возносящими благодарение (Рождество и Вознесение), торжественными и величественными (Страшный суд), в каждом сюжете добавляя эмоциональное и композиционное напряжение. В двух картинах Беато Анджелико Коронование Девы Марии (1434–35, Лувр; ок. 1435, Уффици, Флоренция) А. играют на лютнях, лирах, арфах и др. музыкальных инструментах, прославляя небесное величие Богоматери. В эпоху Возрождения также появилось представление А. в облике младенца. У Перуджино в росписях свода Станцы дель Инчендио (Музеи Ватикана) присутствуют сразу несколько типов А., причем, в отличие от вост. традиции, шестикрылые серафимы имеют не грозный, а, скорее, умилительный вид. Поэтические образы А. запечатлены в картинах Боттичелли («Мадонна Магнификат», 1481–85; «Мадонна с гранатом», 1487, обе — Уффици, Флоренция). А. в рыцарских латах предстает в сценах Страшного суда (Мемлинг, 1473, Гданьск) и Апокалипсиса (Дюрер, 1498). В эпоху барокко тема А. получила как худож. воплощение (Рубенс, Коронование Девы Марии), так и скульптурное воплощение (Бернини, Экстаз св. Терезы, 1647–52, Капелла Корнаро в рим. церкви Санта Мария делла Витториа). В рел. искусстве XIX в. тема А. присутствует у У. Блейка (Погребение Моисея, Музей Фогга, Кембридж), Э. Делакруа (Борьба Иакова с ангелом, 1849–61, церковь Сен-Сюльпис, Париж) и др.
Лит-ра: DACL 1, 2080–2161; RОgamey P.R. Les anges. P., 1946; Gostkowski R., Olech W. // EK 1, 611–613; Tsuji S. // NCE 1, 515–516.
И. Баранов

Католическая энциклопедия. . 2011.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ангел" в других словарях:

  • ангел — ангел, а …   Русский орфографический словарь

  • АНГЕЛ — муж. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей либо ангел, святой, коего имя кто …   Толковый словарь Даля

  • АНГЕЛ — (греч. aggelos вестник, посланник). 1) по священному писанию Высшее духовное существо, служащее Богу, возвещая людям его волю и исполняя на земле его веления. 2) человек безгранично добрый; любимое существо; прекрасное, совершенное. 3) святой или …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ангел — Серафим, Херувим, Ангел хранитель, Архангел (Михаил, Гавриил, Рафаил и др. ). Прот. бес. См. образцовый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 …   Словарь синонимов

  • Ангел — а, муж. АГГЕЛ, а. Стар. редк.Отч.: Ангелович, Ангеловна.Производные: Ангела; Гела (Геля).Происхождение: (Греч. angelos вестник.)Именины: 14 сент., 10 нояб., 16 дек. Словарь личных имён. Ангел , Анхель, Анджело (заимств., муж.) «ангел» (румын.,… …   Словарь личных имен

  • АНГЕЛ — АНГЕЛ, а, муж. 1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А. хранитель кого чей н.… …   Толковый словарь Ожегова

  • "Ангел" — «АНГЕЛ», юношеское стих. Л. (1831). В содержании стих., одного из лучших в ранней лирике поэта, исследователи усматривают позицию, близкую к идеалистич. теории Платона о запредельном происхождении души, его мифологию анамнезиса или снов… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Ангел — ’Ангел как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20 ). Из Священного Писания мы узнаем, что Ангелы существа сотворенные, бесплотные, не… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • АНГЕЛ — АНГЕЛ, ангела, муж. (греч. aggelos, букв. вестник). 1. В религиозной мифологии бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего нибудь, лучшее воплощение, олицетворение чего нибудь (разг., с оттенком восхищения; устар.). Ангел… …   Толковый словарь Ушакова

  • Ангел — ’Ангел как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20 ). Из Священного Писания мы узнаем, что Ангелы существа сотворенные, бесплотные, не… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Ангел — облигация, имеющая рейтинг, приемлемый для инвесторов. По английски: Angel См. также: Рейтинги облигаций Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

Книги

  • Ангел, Наталья Леонова. Встретив ее на балу, он уже не мог ее забыть. Она смогла превратить в рай несколько украденный дней и ошеломить его дух и тело. Она – его чудо, его мечта, его ангел, его повелительница, его… Подробнее  Купить за 400 руб электронная книга
  • Ангел, Тамара КЕЙТА-СТАНКЕВИЧ. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга поэзии "Ангел" родилась после смерти отца и, казалось, что она о Нём. Но глава за главой и… Подробнее  Купить за 272 руб
  • Ангел, Джоанна Линдсей. Этого загадочного человека называли Ангелом. По пятам за ним следовала слава самого быстрого, самого отчаянного, самого безжалостного стрелка во всем буйном Техасе. Он не верил ни во что,… Подробнее  Купить за 129 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Ангел» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.