- Алхерий Клервоский
-
(Alcherius Claraevallensis) — монах-цистерцианец (OCist), ученик Бернарда Клервоского; ум. ок. 1180.Известный философ и богослов Исаак из Стеллы (1100–69) сообщает, что А. был знатоком «физики», т.е. естественных наук и медицины. В наст. время с учетом результатов филол. изысканий А. признан автором ряда трактатов, ранее приписывавшихся др. богословам. Наибольшее значение имеет труд А. De spiritu et anima (О духе и душе, ок. 1160), представляющий собой переработку фрагментов соч. Августина, Геннадия Массилийского, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Боэция, Гуго Сен-Викторского и др. Этот трактат содержит ряд положений августинизма. А. понимает душу: а) как микрокосмос, связь которого с миром устанавливается посредством соответствия между 5 способностями души (чувство, воображение, рассудок, интеллект, дух) и 5 элементами мира (земля, вода, воздух, огонь, эфир); б) как образ ангельской иерархии, в котором 9 душевным добродетелям соответствуют 9 ангельских хоров; в) как подобие града Божия, в котором 3 естественным силам души соответствует трехчастная иерархия сословий: мудрецы, воины, ремесленники. Другие трактаты А. — De diligendo Deo (О любви к Богу), Manuale (Руководство), Soliloquiorum animae ad Deum liber unus (Книга монологов души, обращенных к Богу), Liber meditationum (Книга размышлений) — долгое время приписывались Августину.Соч.: PL 40, 779–832 (под именем Августина); De spiritu et anima / Ed. C.H. Tulbot. L., 1952.Лит-ра: Wilmart A. Les mОditations rОunies sous le nom de St. Anselme // Auteurs spirituels et textes dОvots du Moyen еge latin. P., 1932, p. 173–201; De Wulf M. Histoire de la philosophie mОdiОvale. Lv.-P., 1934, vol. 1, p. 225–227; Bouyer L. The Cistercian Heritage. Westminster (Md.), 1958; Gilson E. Philosophie au Moyen еge. P., 1962, p. 302–303, 308, 473.Е. Зайцев
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.