- Эфиопская католическая церковь
-
Эфиопская католическая церковь — одна из Восточно-католических церквей, придерживающихся эфиопского обряда, восходящего к Александрийской литургической традиции. Возникла в результате заключения унии с Римом части Эфиопской православной церкви. Приверженцы проживают, главным образом в Эфиопии и Эритрее.ИсторияКатолические миссионеры проповедовали в Эфиопии с XIV века. В 1439 году папа Евгений IV обращался к императору Эфиопии с призывом заключить унию, однако предложение было отвергнуто. Укрепление военно-политических связей между Эфиопией и Европой произошло в XVI веке, когда христианская Эфиопия с трудом сдерживала атаки мусульман. Португальская военная помощь помогла Эфиопии в 1543 году разбить мусульманскую армию.В XVII веке активизировались попытки заключения унии, главную роль при этом играли прибывшие в Эфиопию иезуиты. Попытки увенчались успехом в 1622 году, когда император Сисиний заключил с Римом договор, согласно которому Эфиопская православная церковь входила в литургическое общение с Римом, становясь, таким образом, одной из Восточно-католических церквей. Папа Григорий XV назначил для церкви патриарха — португальца Альфонсо Мендеша.Выбор оказался крайне неудачным. Мендеш прибыл в Эфиопию в 1626 году. Он пытался латинизировать литургию и церковный устав, а император насильственно вводил новые порядки, недовольство народа подавлялось силой. После гибели Сисиния в 1632 году его преемник Василий расторгнул унию, часть миссионеров казнил и изгнал католиков из страны.Следующая попытка установить связи между латинской и эфиопской церквями была предпринята лишь в 1839 году, когда в стране начали работать миссии лазаристов и капуцинов, в 1849 году был организован апостольский викариат. Первым апостольским викарием Эфиопии стал святой Иустин де Якобис, лазарист, который сумел отчасти переломить враждебное отношение местного населения к католикам своей благотворительной деятельностью и твёрдой поддержкой эфиопского обряда. Окончательное разрешение на свободную деятельность католиков в стране было получено лишь в 1889 году. В этот же период под контроль итальянцев перешла Эритрея, где резко активизировалась католическая миссия, в результате чего число католиков эфиопского обряда выросло.После окончания второй мировой войны Эритрея была присоединена к Эфиопии. В 1961 году были учреждены постоянные структуры Эфиопской католической церкви. Была создана митрополия в Аддис-Абебе и суффраганные епархии в Асмэре и Адди-Грате. В 1993 году Эритрея вновь стала независимой, после чего были учреждены ещё две епархии в этой стране.СтруктураЭфиопская католическая церковь имеет статус митрополии. Резиденция архиепископа-митрополита располагается в Аддис-Абебе. Суффраганными по отношению к митрополии являются епархии Асмэры, Адди-Грата, Баренту и Кэрэна. Кафедральный собор митрополии — собор Рождества Пресвятой Девы Марии в Аддис-Абебе. С 1991 года церковь возглавляет архиепископ-митрополит Берхане Сурафи, принадлежащий к ордену лазаристов.Согласно данным Annuario Pontificio за 2007 год число приверженцев церкви составляло 208 000 человек. Церковь насчитывает 200 приходов, 539 священников, около 2 000 монашествующихЛитургия ведётся как и в Эфиопской православной церкви на языке геэз.Юбилейный годЮбилейным годом периодически провозглашался Святой год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов. Эта традиция имеет своё начало в Книге Левит Ветхого Завета Библии (25:10): «… и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.»Древнееврейское слово yo-bale' означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. В течение всего года работа на полях приостанавливалась, а рабы отпускались на свободу. Проданные или заложенные дома (за исключением находящихся вне стен города или на Святой земле) безвозмездно возвращались их изначальному владельцу или его полноправному наследнику, а все долги отпускались.Юбилейные года в католической церквиКатолическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций, отмену наложенных епитимий. Впервые Святой год был отмечен в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейные годы должны были отмечаться каждые сто лет, в начале нового столетия. После Бонифация VIII было решено отмечать юбилей каждые 50 лет, затем — каждые 33 года (в честь земной жизни Христа). В 1470 г. папа Павел II принял новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее; возникла традиция, обязывающая отмечать юбилейные годы в начале каждой четверти века.В начале 2000 года, названным Великим Юбилейным, папа римский Иоанн Павел II впервые в истории произнёс пространную Mea Culpa от имени католической церкви с просьбой о прощении грехов, совершённых членами церкви на протяжении истории.Следущие года XX-го столетия были объявлены Юбилейными:* 1900 25. декабря 1899 — 25. декабря 1900* 1925 25. декабря 1924 — 25. декабря 1925* 1933 (внеочередной)* 1950 25. декабря 1949 — 25. декабря 1950* 1975 25. декабря 1974 — 25. декабря 1975* 1983 (внеочередной) Великий (Страстной) Четверг 1983 — пасхальное воскресенье 1984* 2000 25. декабря 1999 — 06. января 2001 (продлён для празднований действительного наступления 21-го столетия)
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.