- Шёнборн, Кристоф
-
Его Высокопреосвященство кардинал Кристоф Шёнборн, O.P. (нем. Christoph Maria Michael Hugo Damian Peter Adalbert von Schönborn; р. 22 января 1945, замок Скалка, окрестности Литомержице, Богемия, Чехословакия) — архиепископ Венский с 14 сентября 1995, примас Австрии, кардинал с 21 февраля 1998, теолог.СемьяРодился в дворянской немецкой семье. Второй сын графа Гуго-Дамиана фон Шёнборна и баронессы Элеоноры Оттилии Хильды Марии фон Доблхофф. У Кристофа Шёнборна есть два брата и сестра. В сентябре 1945 года семья была вынуждена покинуть страну, как и другие немцы, жившие в Чехословакии, и переехать в Австрию. Родители развелись в 1959 году.ОбразованиеВступил в Доминиканский орден в 1963 году. Изучал теологию в доминиканском теологическом учебном заведении Le Saulchoir в Париже, философию и психологию в Венском университете, славистику и историю византийского христианства в Сорбонне, теологию в Католическом институте Парижа. Получил степень лиценциата теологии в 1971 году, доктора теологии — в 1974 году в Париже. Рукоположен в священники архиепископом Венским кардиналом Францем Кёнигом 27 декабря 1970.Научная деятельность* В 1973—1975 гг. — духовник студенческой общины в университете Граца.* В 1976—1991 гг. — профессор догматики христиатского Востока во Фрибургском университете, Швейцария.* В 1980—1991 гг. — одновременно, член теологической комиссии Швейцарской епископской конференции, в 1980—1987 гг. — швейцарской комиссии по диалогу между православными и римо-католиками, в 1980—1984 гг. — швейцарской комиссии по диалогу между римо-католиками и (другими) христианами.* С 1980 г. — член Международной теологической комиссии, с 1984 года — член организации «Pro Oriente», созданной для поддержки отношений между католической церковью и восточными церквами (не только православными, но и дохалкидонскими).Сторонник диалога между римо-католиками и православными. Почётный доктор православного богословского факультета Бухарестского университета. Говорит на шести языках.Известный богослов, значительное влияние на него оказали труды святых Восточной церкви, а также св. Фомы Аквинского. Автор монографии о св. Софронии Иерусалимском, занимался исследованием деятельности и трудов св. Максима Исповедника. Среди других его наиболее известных работ — книги «Икона Христа. Богословское введение», «Бог послал Сына Своего. Христология».Папа Иоанн Павел II поручил ему подготовить новый Катехизис католической церкви. Шёнборн был секретарем комиссии Конгрегации доктрины веры по подготовке этого документа (1987—1992 гг.). В этом качестве активно сотрудничал с кардиналом Йозефом Ратцингером (ныне — папа Бенедикт XVI).Епископ и кардинал29 сентября 1991 года поставлен в титулярные епископы Сутри, помощники архиепископа Венского. Рукоположен в епископы кардиналом Хансом Херманном Гроером, архиепископом Венским. С 13 апреля 1995 — коадьютор (наместник) Венской архиепископии. С 14 сентября 1995 — архиепископ Венский. Шёнборн был назначен Иоанном Павлом II членом священной коллегии кардиналов на консистории 21 февраля 1998 года. Кардинал-священник титула Gesù Divin Lavoratore. С июня 1998 года — председатель Австрийской епископской конференции.Был одним из папабилей (кандидатов на папство) в 2005 году. Православный архиепископ Львовский и Галицкий Августин в это время дал такую оценку его кандидатуре:Лично я хотел бы, чтобы новым Папой был избран кардинал Кристоф Шёнборн, архиепископ Венский, примас Австрии, с которым я лично знаком. Это крупный богослов и очень трезвый в своем взгляде на Церковь и общество иерарх. Мне кажется, что случае его избрания Папой наши отношения с Католической Церковью стали бы лучше. Хотя нельзя за это ручаться на сто процентов, но, думаю, хуже для православных не будет.Во время своего визита в Израиль Шёнборн осудил послевоенное выселение из Чехословакии судетских немцев, однако подчеркнул, что этот шаг был следствием договорённости держав-победителей в интересах сохранения мира в Европе.Кардинал Шёнборн и теория эволюцииВ 2005 году подверг критике некоторых сторонников теории эволюции:Начиная с 1996 года, когда Папа Иоанн Павел II сказал, что эволюция это «больше чем просто гипотеза», сторонники неодарвинистской догмы часто заявляли, что Католическая церковь принимает или, по крайней мере, не возражает против их теории, которая якобы совместима с христианством. Но это не так. Эволюция в смысле общего происхождения видов, возможно, и имела место, но эволюции в дарвиновском понимании, как незапланированного хаотичного процесса и естественного отбора, не было. Любая теория, отрицающая участие высшего разума в создании жизни — это чистая идеология, а не наука.
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.