буддизм в шри-ланке


буддизм в шри-ланке
Сведения о распространении буддизма на о-ве основываются на местных мифах, легендах и историч. хрониках. Согласно им, Будда посетил о-в, на к-ром правили демоны, нага (змеи) и ракшасы (злые духи). Сверхъестеств. способности Будды помогли ему одержать победу и обратить жителей о-ва в свою веру. В нек-рых мифах жизнь и деяния Будды в Индии спроецированы на ланкийское об-во, т. е. Ланка считается родиной царевича Гаутамы. В Дипавансе («Островная хроника», 4 в.) и Махавансе («Великая хроника», 5 в.) утверждается, что буддизм введен во времена царя Ашоки, когда на о-в прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, привезшие с собой останки Будды и отросток дерева Бодхи, под к-рым Гаутама достиг просветления. В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты Махавихара, Четия-паббата-ви-хара, Тупарама и еще несколько жен. и муж. монастырей. Во 2 в. до н. э. северная часть о-ва была захвачена тамилами, к-рые оставались на о-ве 44 года и были разгромлены царем Дуттагамани Абхая (правил в 101 _77 до н. э.). При нем позиции буддизма еще более укрепились, но в 1 в. до н. э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил в 29_17 до н. э.) решил созвать четвертое сангити в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении будд.традиций. 500 наиб.ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях записали на пали тексты Винаи, Сутры и Абхидхармы и на сингальском языке комментарии к ним. В то же время царь Ваттагамани создал монастырь Абхая-гиривихара. В 3 в н. э. монахи Абхаягиривихары стали исповедовать буддизм махаянистского толка и повели борьбу с тхеравадинами монастыря Махавихары. В 4 в. царь Махасена (правил в 334--362) по совету махаяниста Сангхамитты разрушил все здания Махавихары. Он же построил монастырь Джетавана в Полоннаруве и подарил его махаянистским монахам. Во времена царствования Сиримегхаванны (сына Махасены) из Индии был привезен зуб Будды. Считалось, что обладание этим зубом дарует правителю сверхъестеств. возможности видеть низкое и благородное, уродливое и прекрасное, проникать взором в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия как своих мыслей и действий, так и других существ Вселенной. Поэтому в честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу за чистоту буддизма. Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягири-вихара и Джетавана продолжалось до нашествия тамилов в 5 в., после изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару как оплот национального духа и истинного буддизма. Историч. событием считается прибытие на о-в Буддхагхоши (кон. 5 в.) и завершение с его помощью работы над композицией палийского канона (см. Типитака). Примерно тогда же были начаты две сингальские хроники на пали: Дипаванса и Махаванса. Последняя сыграла важную роль в политич. жизни о-ва, т. к. в ней не только фиксировались династии и историч. события, но и давались оценки деяниям царей, иногда нелестные (после 6 в. продолжением Махавансы стала Чулаванса). Поскольку эти хроники считались священными у сингалов, то в соотв. с будд. представлениями их переписывание приносило массу религ. заслуг, и, несмотря на попытки нек-рых правителей уничтожить эти хроники, монахи ревностно хранили рукописи и тем самым сохраняли преемственность традиций в условиях регулярных тамильских нашествий и феод. войн на о-ве. С XV в. начинается европ. колонизация о-ва. Сначала это были португальцы (1505 — 1658), при к-рых буддистов жестоко преследовали и давалось множество привилегий тем, кто становился католиком. В результате такой политики в Коломбо, Галле, Негамбо и др. прибрежных городах возникли катол. общины, церкви, колледжи, появилась прослойка т. н. португ. бюргеров со своими праздниками и фестивалями. Голландская колонизация (1658-1796) оставила после себя помимо плантационных хозяйств протестантские колледжи, а также поселения т. н. голландских бюргеров. Религ. фанатики среди португальцев и голландцев уничтожали будд. святыни и преследовали членов сангхи. Англ. колонизация (1796 — 1948), наиб. гуманная по форме, нанесла самый чувствительный удар по буддизму в результате ликвидации кандийской монархии (1815), отделения буддизма от гос-ва, введения денежной формы земельного налога и проведения аграрной реформы. Последние два мероприятия подорвали кастовую структуру и разрушили мн. традиции сингальского об-ва. Это привело к идеализации «старого доброго времени» и готовности защищать свою религию, т. е. была подготовлена почва для идеологизации буддизма и политизации сангхи. В 1860 начали выходить 2 газеты, призывающие к защите буддизма. В 1865-1873 прошли острые диспуты между христ. и будд. проповедниками, в к-рых победа чаще всего была на стороне последних. В 1898 была создана Ассоциация буддийской молодежи, в 1918 — Цейлонский буддийский конгресс, в 1937 — Великий совет сингалов, в 1946 — Объединенный совет биккх, в 1955 опубликован доклад «Предательство буддизма», описывающий бедств. положение буддизма по сравнению с христ-вом, в 1956 создан Объединенный фронт биккх, принявший активное участие в политич. борьбе за власть В наст. вр. буддизм исповедуют сиигалы (60% населения). В стране более 6 тыс. монастырей и храмов, около 20 тыс. членов сангхи. Имеются три секты: Сиам-никая (осн. в 1753), Амарапура-никая (осн. в 1803). Раманния-никая (осн. в 1863). Наиб. массовой и богатой является Сиам-никая (14 тыс.), к-рая опирается на крестьян-землевладельцев. Амарапура-никая (4 тыс) влиятельна среди город. слоев. Раманния-никая (2 тыс.) является аскетич. сектой, борющейся за чистоту буддизма и будд. образ жизни. Имея значит. опыт полигич. борьбы, ланкийские монахи постоянно укрепляют свои социально-экономич. позиции, добиваясь от каждого пр-ва определенных уступок в пользу сангхи. Повышение социальной и политич. роли сангхи ведет к обострению религ.-этнич. противоречий на о-ве; к падению престижа будд. монахов; к размежеванию между радикально настроенными монахами и консерват. частью сангхи, не желающей терять своего религ. авторитета и доходов — В. И. Корнев

Буддизм. Словарь. — М.: Республика. . 1992.

Смотреть что такое "буддизм в шри-ланке" в других словарях:

  • Буддизм в Шри-Ланке — Содержание 1 История проникновения буддизма 2 Развитие буддизма …   Википедия

  • Религия в Шри-Ланке — Религии в Шри Ланке отличаются большой разнообразностью. Согласно данным переписи 2001 года, затронувшей лишь 18 из 25 округов страны, 76,7 % населения составляют буддисты тхеравады, 7,8 % индуисты, 8,5 % мусульмане, 6,1 %… …   Википедия

  • Шри-Ланка — Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка, гос во в Юж. Азии, на о. Шри Ланка. Название от санскр. шри славный, великолепный, благословенный , ланка земля . До 1972 г. называлось Цейлон. В основе этого названия санскр. Синхала двипа… …   Географическая энциклопедия

  • Шри-Ланка — Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка (до 1972 Цейлон), государство в Южной Азии, на острове Шри Ланка в Индийском океане, у южной оконечности полуострова Индостан. 65,6 тыс. км2. Население свыше 18,3 млн. человек (1996), в… …   Энциклопедический словарь

  • БУДДИЗМ —         религ. филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший… …   Философская энциклопедия

  • БУДДИЗМ — религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и… …   Энциклопедия Кольера

  • буддизм как культурно-исторический феномен — Буддизм самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго Восточной и Восточной Азии: Шри Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае …   Буддизм

  • Буддизм — (Buddhism), религия, основанная на учении Будды. За последние два столетия Б. получил широкое распространение, успешно преодолевая культурные барьеры. Ему пришлось пережить крушение покровительствовавших ему монархий, противостоять ком. рев циям …   Всемирная история

  • ШРИ-ЛАНКА — Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка (бывш. Цейлон), островное государство в Южной Азии, к югу от п ова Индостан. Отделено от материка мелководными Полкским проливом и Манарским заливом, между которыми находится цепь островов… …   Энциклопедия Кольера

  • Шри-Ланка — Запрос «Цейлон» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о государстве, об острове смотри Шри Ланка (остров). Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка ශ්‍රී ලංකා ප්‍රජාතාන්ත්‍රික සමාජවාදී ජනරජය இலங்கை ஜனநாயக… …   Википедия

Книги

  • Буддизм в Шри-Ланке, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Согласно В. И. Корнев «Буддизм В Шри-Ланке» // Буддизм.… Подробнее  Купить за 1125 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.