- буддизм в россии
- Традиционные районы России, где живут буддисты, — Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области. Буддизм на терр. нашей страны представлен школой гелугпа («школой добродетели»), к-рая является разновидностью тибетского буддизма, сложившегося на стыке направлений махаяна и ваджраяна. Калмыки приобщились к буддизму в кон. 16 в. в Джунгарии (Китай), а в 17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию. Уже в тот период у калмыков появилась будд. лит-ра, переведенная с тиб. на калм. язык. В Забайкалье монг. и тиб. ламы появились в пер. пол. 17 в. За короткое время большинство забайкальских бурят приняло буддизм. В 1764 настоятель старейшего в Забайкалье Цонгольского дацана (осн. в 1741) Дамба Доржи Заяев стал главой бур. духовенства с званием бандидо хамбо-лама. На терр. Тувы буддизм утвердился к кон. 18 в., вобрав в себя местные шаманские верования и культы. В 17 — 18 вв. преобладали ламы, жившие вне дацанов, что было вызвано кочевым образом жизни бурят,, калмыков, тувинцев, однако позднее ламы стали жить преимущественно в монастырях. Накануне Окт. революции 1917 на терр. Бурятии имелось 47 дацанов, в к-рых проживало более 10 тыс. лам и послушников:в Калмыкии действовали 28 больших и 64 малых хурула (передвижные монастыри в кибитках), к-рые обслуживали более 2 тыс. духовных лиц; в Туве было 19 монастырей и молелен (хурэ), при к-рых пребывали 3 тыс. лам и послушников. В 1915 в Петрограде был построен на деньги бурят будд. храм, реквизированный гос-вом в 1938. С 1946 на терр. СССР действовали 2 будд. монастыря (Иволгинский и Огинский). В 1990-91 открылись ок. 30 новых общин в Москве, Ленинграде, Элисте, Кызыле, Новосибирске, Анапе, в городах Прибалтики; в Бурятии, Читинской и Иркутской обл. открыты 10 новых дацанов. — В. И. Корнев
Буддизм. Словарь. — М.: Республика. Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев . 1992.