МАДХЬЯМИКА, мадхьямака

МАДХЬЯМИКА, мадхьямака
- первая филос. школа махаяны, возникновение к-рой в Индии 2 в. связывается с именем Нагарджуны, с созданием комментариев к праджняпарамитским и др. сутрам, с сочинением полемич., идеологич., гимнософич. и пр. ее текстов. В 6 в. М. разделилась на прасангхику и сватантрику; в 8 в. из последней образовались саутрантика-сватантрика и йогачара-сватантрика. В Китае М. под названием Саньлунь-цзун («школа трех трактатов») была установлена Кумарадживой в нач. 5 в. и играла значит, роль в кит. буддизме до 7--8 вв. В 8 в. в Тибете мадхьямики Шантаракшита и Камалашила активно участвовали в становлении буддизма и монастырского образования. С тех пор среди тибетцев М.— основополагающее духовное учение, к-рому они посвятили огромную лит-ру и о к-ром продолжают писать и сегодня крупнейшие иерархи тиб. школ, в том числе последний далай-лама. Филос. истолкование махаянского пути в М. было попыткой избегать крайностей утверждения и отрицания, что демонстрировалось знаменитой тетралемой (чатух-коти): А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б, все посылки к-рой не годятся для поисков конечной религ. истины, являющейся невыразимой. Ее постижение возможно лишь в долгом духовном совершенствовании сострадания и мудрости, накоплении нравств. заслуг и глубоких знаний, длящемся не одно рождение. Однако сам этот процесс «созревания к просветлению» протекает в окружающей нас действительности (прежде всего внутренней). Она, конечно, иллюзорна (майя), пуста (Шунья) и полностью лишена к.-л. независимой сущности (них-свабхава) с т. зр. высшей истины (парамартха-сатья), тем не менее именно в этом взаимообусловленном мире относительных истин происходит обретение двух (позднее — четырех) «тел Будды» — уровней возможного отождествления адепта с абсолютом, т. е. происходит самоотрицание мирского посредством особых практик в поведении, речи, сознании, к-рым учат мадхьямики. Среднюю филос. позицию М. занимала и в вопросах причинности, происхождения дхарма-элементов: они не вечны, лишены к.-л. постоянных качеств и в то же время они не исчезают бесследно и навсегда. Положение раннего буддизма об отсутствии самостоятельной природы у индивидов М. распространила и на дхармы. Детальное развитие в М. получили также критика взглядов оппонентов (прежде всего указанием на логич. недостоверность их аргументов и сведением последних к абсурду), учения о двух истинах, пустотности, «телах Будды», срединном пути освобождения и др. Исследователи нередко указывают на существенное влияние философии М. на формирование индуистской школы адвайта-веданты — влиятельнейшей в Индии с раннего средневековья до наших дней. В. П. Андросов


Буддизм. Словарь. — М.: Республика. . 1992.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МАДХЬЯМИКА, мадхьямака" в других словарях:

  • МАДХЬЯМИКА —         (санскр., от мадхья средняя, срединная), шуньявада (санскр., от шунья пустая, пустота), основная школа махаяны, наиболее значит. филос. школа буддизма вообще. Основы доктрины М. встречаются в «Праджнапарамитасутрах» («Сутрах о высшей… …   Философская энциклопедия

  • “МАДХЬЯМАКА-КАРИКА” —     “МАДХЬЯМАКА КАРИКА” (санскр. “Mula madhyamakakärikäh” “Коренные строфы о Срединности”) основополагающий трактат махаянской школы мадхьямика, созданный во 2 в. Нагарджуной и входящий в канонические буддийские собрания на китайском (см.… …   Философская энциклопедия

  • «МАДХЬЯМАКА-КАРИКА» — (санскр. «Mūla madhyamakakārikāḥ» – «Коренные строфы о Срединности») – основополагающий трактат махаянской школы мадхьямика, созданный во 2 в. Нагарджуной и входящий в канонические буддийские собрания на китайском (см …   Философская энциклопедия

  • мадхьямика — мадхьямака первая филос. школа махаяны, возникновение к рой в Индии 2 в. связывается с именем Нагарджуны, с созданием комментариев к праджняпарамитским и др. сутрам, с сочинением полемич., идеологич., гимнософич. и пр. ее текстов. В 6 в. М.… …   Буддизм

  • “ПРАСАННАПАДА” —     “ПРАСАННАПАДА” (санскр. “Prasannapдda” “Ясное истолкование”) философско полемический труд буддийского мыслителя Чандракирти, являющийся комментарием (вритги) на строфы “Мадхьямака карики” Нагарджуяы (примерное соотношение текстов 10:1).… …   Философская энциклопедия

  • ШУНЬЯ-ВАДА —     ШУНЬЯ ВАДА (санскр. sunya vдda учение о пустоте) 1) буддийское учение об относительности и бессамосущности, развиваемое преимущественно школами махаяны и ваджраяны; 2) одно из названий философской школы мадхьямика. Учение о шуньяте отсутствии …   Философская энциклопедия

  • Саньлунь — цзун (школа Трех Трактатов мадхьямака) буддийская школа мадхьямаки в Китае В основе школы лежат три трактата (Сан лунь цзун), в которых излагалась философия мадхьямики: Мадхьямика шастра, Учение Срединного Пути, автор Нагарджуна Двадаша мукха… …   Википедия

  • Шентонг — Буддизм …   Википедия

  • «ПРАСАННАПАДА» — (санскр. «Prasannapāda» – «Ясное истолкование») – философско полемический труд буддийского мыслителя Чандракирти, являющийся комментарием (вритти) на строфы «Мадхьямака карики» Нагарджуны (примерное соотношение текстов 10:1). Первое критическое… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»