- четыре вида мудрости
- — I. Виды мудрости, обретаемой святым-архатом в буддизме хинаяны; 1) все без исключения живые существа рождаются, что является проявлением истины о страдании; 2) живое существо, ставшее архатом, совершило все деяния по очищению себя от земной скверны, в чем проявляется истина о существовании конца страданий; 3) все деяния человека, ставшего архатом, благородны — проявление истины о существовании пути освобождения от страданий; 4) со смертью архата прекращается цепь его перерождений, что является проявлением истины о наличии причины страданий. II. В трактате инд. будд. мыслителя Ашвагхоши «Махаяна-шраддхотпада-шастра», к-рый является одним из авторитетнейших текстов буддизма махаяны, Ч. в. м. определяются как последовательно обретаемые знания 1) к.-л. одного пути к просветлению; 2) каждого из бесчисленного количества путей к просветлению; 3) «пустоты» всех вещей и явлений; 4) неодинаковости вещей и явлений, несмотря на то что все они «пусты». III. В учении школы Фасян-цзун (Хоссо-сю) Ч. в. м. — это 1) «великое совершенное зеркало-знание», благодаря к-рому все вещи и явления предстают в их истинной сущности; 2) «знание одинаковости природы (всех вещей и явлений)»; 3) «знание (как результат) чудесного наблюдения», к-рое позволяет увидеть природу дхармы; 4) «знание действия по достижению (того или иного облика)», благодаря к-рому имеющий такое «знание» обладает способностью принимать наиб. подходящий в каждом конкретном случае облик для того, чтобы наилучшим образом проповедовать учение Будды. — А. Н. Игнатович
Буддизм. Словарь. — М.: Республика. Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев . 1992.