- калачакра
- (санскр., букв. «колесо времени») — одна из важн. систем будд. тантры, относящаяся к разряду «ануттара-йога»; текст, излагающий эту систему. В Индии К. появляется лишь в 10 в. н. э.: согл. традиции, в 965 ее приносит Цилупа из полулегендарной страны Шамбалы, где учение сохранялось с того времени, когда оно было поведано Буддой царю Шамбалы Сучандре. К. — позднейшая из общепринятых доктрин ваджраяны и, заметно отличаясь своей терминологией и мифологией от других тантр класса «ануттара-йога», несет отпечаток влияния небудд, филос.-религ. систем: вишнуизма, шиваизма, манихейства и др. Особенно заметно влияние ислама: так, первым годом в хронологич.системе К.считается год хиджры (ошибочно 624 вместо 622). Астрологич. и астрономич. исчисления К., на к-рых строился календарь 60-летних циклов, распространенный во мн. странах Азии, придали большую известность этому учению, филос.новизна К. обнаруживается прежде всего в том, что здесь на уровне тантры доводятся до ло-гич. завершения монистич. тенденции махаяны, вводится концепция Адибудды — первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни, олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. Внутр. реализация тождества микро- и макрокосма, понимаемая как «пробуждение» (бодхи), достигается с помощью сложной психотехники, проводимой, как правило, по методу «шестичленной йоги». Осн. текст традиции К. — Калачакра-мула-тантра считается утраченным. Важнейшим из сохранившихся сокращенных версий считается Калачакра-лагху-тантра-раджа, а наиб. ранний и важный из комментариев, Вималапрабха, приписывается третьему (начиная с Сучандры) царю Шамбалы — Пундарике. — А. А. Терентьев
Буддизм. Словарь. — М.: Республика. Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев . 1992.