Кинодраматургия

Кинодраматургия
        литературно-кинематографический вид творчества; произв. К. Сценарий литературная и идейно-художественная основа фильма. Отрицание К. как новой, самостоятельной области литературы, а сценария в качестве важнейшего элемента творческого процесса создания кинокартины, имеющее место в зарубежной кинотеории, является подчас оружием в сложнейшей идеологической классовой борьбе, средством утверждения реакционных идей.
         Формируясь в прямой связи с развитием изобразительных возможностей киноискусства, К. в то же время овладевает средствами литературной образности. Двойственность природы К. — литературной, с одной стороны, и кинематографической — с другой, вызывает появление 2 типов сценария: литературного произведения, представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоятельную художественную ценность, и литературного материала, в котором дано изложение замысла, передающее содержание и конструкцию будущего фильма.
         Кинодраматурги обращаются непосредственно к изображению событий действительности, используя выразительные средства кино, а также разных видов литературы, привлекают в качестве основы литературные произведения, адаптируя их для экрана.
         Характер и способы, степень полноты изложения материала в сценарии неодинаковы на разных этапах истории кино и отражают индивидуальные особенности творчества различных кинодраматургов. Если в «немом» кино 10-х гг. 20 в. литературные сюжеты, персонажи, построение в большинстве случаев заимствовались из произведений литературы, то к концу 20-х гг. К. вырабатывает собственные формы, в той или иной мере сочетающие свойства и возможности прозы и драмы. К 30-м гг. предпочтение оказывается драматургии с предельной концентрацией действия, напряженностью драматического конфликта; такой способ организации сценарного материала стал считаться основным законом К. С введением звука в кино большое значение приобретает звучащее слово. Особенно важную роль играет диалог — одно из главных средств раскрытия характера человека. Дальнейшее расширение возможностей киноискусства позволило К. более углубленно исследовать жизнь, воспроизводить ее в большем многообразии и сложности и тем самым привело к изменению эстетических норм К. Форма сценария стала более свободной, разнообразной, способной к выражению усложнившейся системы звукозрительных образов фильма. Жанры К., относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают в произведения современной К.
         В формировании советской К. наряду с литераторами, целиком посвятившими себя кинодраматургическому творчеству, — В. К. Туркиным, К. Н. Виноградской, Н. А. Зархи, Б. Л. Леонидовым, Г. Э. Гребнером, А. Г. Ржешевским, участвовали прозаики, поэты, литературоведы, драматурги — В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, С. М. Третьяков, Н. Ф. Погодин, В. В. Вишневский и др. Значительная роль в становлении К. принадлежит советским кинорежиссерам С. М. Эйзенштейну, А. П. Довженко, С. А. Герасимову, а также У. Гриффиту, Ч. Чаплину (США), Ф. Феллини, М. Антониони (Италия) и др.
         Среди лучших произведений советской и зарубежной К., оказавших существенное влияние на развитие киноискусства, — «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Н. А. Зархи, «Чапаев» Г. Н. и С. Д. Васильевых, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» А. Я. Каплера, «Коммунист» Е. И. Габриловича, «Баллада о солдате» В. И. Ежова, «Девять дней одного года» Д. Я. Храбровицкого; «Под крышами Парижа» Р. Клера (Франция), «Осведомитель» Д. Николса, «Гражданин Кейн» О. Уэллса (США), «Похитители велосипедов», «Крыша» Ч. Дзаваттини (Италия), «Земляничная поляна» И. Бергмана (Швеция).
         Лит.: Шкловский В., Как писать сценарии, М. — Л., 1931; Волькенштейн В., Драматургия кино, М. — Л., 1937; Туркин В., Драматургия кино, М., 1938; Лоусон Д., Теория и практика создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960; Вайсфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961; Фрейлих С., Драматургия экрана, М., 1961; Балаш Б., Кино. Становление и сущность нового искусства, пер. с нем., М., 1968; Демин В. П., Фильм без интриги, М., 1966; Вайсфельд И. В., Новая область литературы, М., 1970; Фомин В. И., Все краски сюжета, М., 1971.
         Л. И. Белова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Кинодраматургия" в других словарях:

  • кинодраматургия — кинодраматургия …   Орфографический словарь-справочник

  • Кинодраматургия — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно образная концепция такого произведения в кинематографе. Кинодраматургия относится к крайне своеобразной области литературного процесса, конечным продуктом которого… …   Википедия

  • КИНОДРАМАТУРГИЯ — литературно кинематографический вид творчества; произведения кинодраматургии сценарий литературная и идейно художественная основа фильма …   Большой Энциклопедический словарь

  • кинодраматургия — сущ., кол во синонимов: 1 • драматургия (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Кинодраматургия — кинодраматургия, область литературно кинематографического творчества. Непосредственно воплощаясь в словесной форме и используя многие средства драматической и прозаической литературы, кинодраматургия создаёт, разрабатывает и фиксирует свои сюжеты …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Кинодраматургия — ж. 1. Жанр литературных произведений, предназначенных для кинематографии [кинематография 1.]. 2. Теория построения киносценариев. 3. Совокупность киносценариев. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • кинодраматургия — кинодраматургия, кинодраматургии, кинодраматургии, кинодраматургий, кинодраматургии, кинодраматургиям, кинодраматургию, кинодраматургии, кинодраматургией, кинодраматургиею, кинодраматургиями, кинодраматургии, кинодраматургиях (Источник: «Полная… …   Формы слов

  • кинодраматургия — и; ж. 1. Жанр литературных произведений, предназначенных для кинематографии; совокупность сценариев. 2. Теория построения киносценариев. * * * кинодраматургия литературно кинематографический вид творчества; произведение кинодраматургии  сценарий  …   Энциклопедический словарь

  • кинодраматургия — кинодраматург ия, и …   Русский орфографический словарь

  • кинодраматургия — (1 ж), Р., Д., Пр. кинодраматурги/и …   Орфографический словарь русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»