- Заграждения военные
-
искусственные препятствия и преграды, создаваемые заблаговременно или в ходе военных действий в целях нанесения потерь противнику, воспрепятствования продвижению или маневру его войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде, полётам авиации в околоземном пространстве и посадке самолётов (вертолётов) на суше. В зависимости от места применения З. в. бывают наземные, морские (озёрные, речные) и воздушные; по способу действия — взрывные, невзрывные и комбинированные. З. в. могут использоваться во всех видах боя и операций. Наибольшее применение имеют взрывные заграждения (см. Мины наземные, Мины морские). В обороне создаётся система различных видов З. в.Наземные З. в. делятся на противотанковые, противопехотные, противотранспортные и противодесантные. К противотанковым относятся: противотанковые минные поля, отдельные мины, Фугасы, Эскарпы, контрэскарпы, противотанковые рвы (См. Противотанковый ров), воронки в грунте, железобетонные, деревянные и металлические Надолбы, лесные и каменные Завалы, барьеры, металлические Ежи, ловушки, снежные валы, затопления (См. Затопление) местности, пожары, препятствующие движению войск. К противопехотным З. в. относятся: противопехотные минные поля, фугасы, мины-сюрпризы, земляные валы, рвы, волчьи ямы (углубления в земле в виде усечённого конуса), засеки (См. Засека), завалы, проволочные заборы, сети-спирали, Рогатки, ежи, силки, петли, проволока внаброс, электризуемые и водные препятствия, огневые валы и др. К противотранспортным З. в. относятся: противотранспортные мины, фугасы, применяемые для разрушения полотна железных и шоссейных дорог, мостов, тоннелей и дорожных сооружений, перекапывание дорог, устройство завалов, баррикад, надолб, воронок на дорогах, минирование полотна дорог. Противодесантные З. в. устраиваются против воздушных и морских десантов. Для противодействия воздушным десантам применяются противотанковые, противопехотные и др. мины, а также валы, ямы, столбы, камни, канавы, проволочные сети, ежи, рогатки. Против высадки морских (озёрных, речных) десантов, а также для противодействия противнику в форсировании водных преград устраиваются взрывные и невзрывные заграждения на берегу и в воде, которые затрудняют подход к берегу и выход на берег десантно-высадочных средств и десантов противника.Морские (озёрные, речные) З. в. применяются для воспрещения прохода судов противника по морским (озёрным) коммуникациям, фарватерам, рекам, каналам, а также для затруднения проникновения его кораблей, подводных лодок, торпед и др. плавучих средств в гавани, порты, на рейды и к местам высадки морских (озёрных, речных) десантов. При устройстве таких заграждений используются контактные и неконтактные морские (речные) мины, плавающие боны, тросовые сети, надолбы, ряжи, эстакады и т.п.Воздушные З. в. применяются для воспрепятствования полётам самолётов и др. летательных аппаратов противника в околоземном пространстве. В качестве воздушных З. в. используются аэростаты воздушного заграждения и др. Средства для прикрытия подступов к важным объектам с целью помешать действиям авиации противника на малых высотах и затруднить бомбометание с пикирования.З. в. имеют многовековую историю. В качестве наземных З. в. с древнейших времён широко применялись земляные валы, рвы, волчьи ямы, каменные стены, деревянные палисады, лесные засеки и завалы, затопления местности; морских З. в. — эстакады, ряжи, надолбы и др. средства. В 18 в. для устройства З. в. постепенно начинают применяться взрывчатые вещества, а при обороне Севастополя 1854—55 — наземные мины. Во время русско-японской войны 1904—05 при обороне Порт-Артура русские войска применили противопехотные мины, полевые фугасы, взрываемые электрическим способом, электризованные проволочные препятствия. Большое распространение различные З. в. получили во время 1-й мировой войны 1914—18, особенно минирование местности, создание сплошных полос проволочных заграждений. Русские военные инженеры — Грицкевич, Драгомиров, Ревенский и др. разработали в ходе этой войны ряд конструкций новых противопехотных и противотанковых мин, которые были успешно использованы при устройстве заграждений. В Англии, Италии и Франции для защиты Лондона, Венеции и Парижа в 1916 впервые были применены противосамолётные заграждения в виде аэростатов воздушного заграждения. Перед 2-й мировой войной 1939—45 в укрепленных районах европейских государств и при строительстве укрепленных линий Мажино (Франция), Маннергейма (Финляндия), Зигфрида (Германия) и др. Широко использовались металлические, бетонные, железобетонные, гранитные надолбы, противотанковые рвы, проволочные сети, затопления и заболачивание местности, лесные завалы, устанавливались минные поля и фугасы. Во время 2-й мировой войны 1939—45 и особенно Великой Отечественной войны 1941—45 широкое применение во всех видах боя нашли взрывные заграждения. Для их устройства в битве под Москвой советские войсками впервые в 1941 стали применяться подвижные отряды заграждения, которые в последующем успешно использовались в др. операциях. За время войны Советской Армией было израсходовано более 70 млн. различных мин, в том числе около 30 млн. противотанковых. Одновременно с минированием местности применялись невзрывные З. в.В послевоенное время значительное развитие получили средства, применяемые для устройства различных З. в., особенно взрывных. Для этой цели могут быть использованы ядерные подрывные устройства (ядерные фугасы), а также наземные (подземные) взрывы ядерных боеприпасов.Лит.: Карбышев Д. М., Избранные научные труды, М., 1962; Иволгин А. И., Развитие и применение минно-подрывных средств, 2 изд., М., 1956; Балуев В. К., Развитие военно-инженерной электротехники, М., 1958.Г. Ф. Самойлович.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.