Грим это:

Грим
(франц. grime, буквально — забавный старикан, от староитал. grimo — морщинистый)
        искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Г. в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Г. некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим Г. пользовались участники средневековых мистерий, моралите (15—16 вв.). Идеализированный, обобщённый Г. был создан театром классицизма. Во 2-й половине 18 в. делались попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность (Г. актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма — Франция; Д. Гаррика — Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства Г. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать Г.- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Г. были русские драматические актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.
         Важнейшее значение Г. в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство Г. стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства Г. в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства Г. занимался художник Р. Д. Раугул.
         Искусство Г. в кино имеет свою специфику. Г. приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки, к характеру освещения. Если в черно-белом кино Г. основывался на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер. Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное средство выразительности. Увеличенное изображение на экране («крупный план») в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой работы гримёра-художника.
         Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 113—25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л. — М., 1939: Раугул Р. Д., Грим, 2 изд., Л. — М., 1947.
        Н. П. Хмелёв. Он же в роли Пеклеванова («Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова).
        Н. П. Хмелёв. Он же в роли Пеклеванова («Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова).
        Ф. И. Шаляпин. Он же в роли Ерёмки («Вражья сила» А. Н. Серова).
        Ф. И. Шаляпин. Он же в роли Ерёмки («Вражья сила» А. Н. Серова).
        К. С. Станиславский. Он же в роли Аргана («Мнимый больной» Мольера).
        К. С. Станиславский. Он же в роли Аргана («Мнимый больной» Мольера).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Грим" в других словарях:

  • гримёр — гримёр …   Русское словесное ударение

  • грим — грим, а …   Русский орфографический словарь

  • гримёр — гримёр, а …   Русский орфографический словарь

  • гримёр — гримёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • грим — грим/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • гримёр — грим/ёр/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ГРИМ — Страна  РоссияРоссия …   Википедия

  • гримёр — гримёр, гримёры, гримёра, гримёров, гримёру, гримёрам, гримёра, гримёров, гримёром, гримёрами, гримёре, гримёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ГРИМ — гримировка, изменение лица посредством подкрашивания, накладных волос, усов, бороды и проч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ГРИМ то же что гриммировка. Словарь иностранных слов, вошедших в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гримёр — (фр.; см. грим) работник театра, специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. гримёр гримёра, м. [фр. grimeur] (театр.). Человек, занимающийся гримировкой. Большой словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • грим — а, м. grime <ит. grimo морщинистый. 1.Театральное амплуа смешного старика. < Пономарев> грим необыкновенный, потому что не карикатура, но естественен и отлично понимает свои роли. 3. 1. 1807. Жихарев Дн. театрала. Рамазанов и Величкин,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Грим, Д.А. Толбузин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Руководство для самодеятельных драмкружков. Описываются значение грима, гримировальные средства,… Подробнее  Купить за 1902 руб
  • Грим, . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Грим / Сост. П. А. Лебединский и В. П. Лачинов U 139/49 U 53/282 Я 69/857:Санкт-Петербург : Изд.… Подробнее  Купить за 1475 руб
Другие книги по запросу «Грим» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»