Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин Василий Васильевич [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, ‒ 31.3(13.4).1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец-баталист. Учился в петербургской АХ (1860‒63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а также в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864‒1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877‒78) и русско-японской (1904‒05) войнах. Свои картины В. писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, В. объединял свои картины в тематические серии [«Туркестанская» серия (1871‒74), «Балканская» серия (1877‒78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887‒1904) и др.]. По демократической направленности своего творчества В. был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке В. батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, В. с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам [«После неудачи (Побежденные)», 1868, Русский музей, Ленинград; «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», 1881, Третьяковская галерея]. Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, В. неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, В. порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой В. является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878‒79, местонахождение неизвестно). Выступая против завоевательных войн («Апофеоз войны», 1871‒72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм («Торжествуют», 1872, там же), колониализм («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884), В. показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 «Не замай ‒ дай подойти!», 1887‒95, Исторический музей, Москва). В. много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874‒76, Третьяковская галерея; «Зырянин», 1893‒94, Русский музей; «В горах Алатау», 1869‒70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874‒76, ‒ обе в Третьяковской галерее). В произведениях В. документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся В. на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.

Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, В. устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. В. выступал и как писатель-публицист. Творчество В., встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.


Соч.: На войне в Азии и Европе. Воспоминания, М., 1894; Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова, М., 1950.


Лит.: Лебедев А. К., В. В. Верещагин, М., 1958 (в кн. перечень лит. работ В. и его произв., хранящихся в музеях СССР, а также подробная библ.).

В. М. Датунов.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Верещагин Василий Васильевич" в других словарях:

  • Верещагин Василий Васильевич — Василий Васильевич Верещагин русский живописец баталист и литератор Дата рождения: 26 октября 1842 Место рождения …   Википедия

  • Верещагин, Василий Васильевич — русский живописец; родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — (1842 1904) российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871 74), Отечественной войны 1812 (1887 1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Верещагин Василий Васильевич —         (1842 1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860 63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864 65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в… …   Художественная энциклопедия

  • Верещагин Василий Васильевич — (1842 1904), рус. художник. В историю иск ва вошел как баталист и автор картин из жизни Востока. В 1862 выполнил две илл. к «Княжне Мери» и «Демону» для альбома «Сев. сияние», состоящего из историч. очерков и лит. критич. статей, а также гравюр,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Верещагин Василий Васильевич — см. в статье Верещагин (фамилия трех русских живописцев) …   Биографический словарь

  • Верещагин, Василий Васильевич — Не следует путать с Василием Петровичем Верещагиным  историческим живописцем и портретистом. Василий Васильевич Верещагин …   Википедия

  • Верещагин Василий Васильевич — (1842 1904), российский живописец. Был близок к передвижникам. В батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871 74), на Балканах (конец 1870 х  начало 80 х гг.), Отечественной войны 1812 (1887 1904) с глубоким драматизмом запечатлел жестокие …   Энциклопедический словарь

  • Верещагин, Василий Васильевич — В.В. Верещагин. Двери Тамерлана . 1872 73. Третьяковская галерея. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842 1904), российский живописец. В документально точных батальных картинах показал жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного труда (серии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — Василий Васильевич (14.10.1842, г. Череповец Новгородской губ. 31.03.1904, близ Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай)), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник. Автор исторических батальных картин, этнографических серий,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»