Вебер Карл Мария фон

Вебер Карл Мария фон
Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, ‒ 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. В. не получил ни общего, ни музыкального систематического образования. Уроки музыки, которые В. брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его исполнительского и творческого дарования. В 17 лет В. концертировал как пианист, был автором трёх опер («Сила любви и вина», «Немая лесная девушка», «Петер Шмоль и его соседи»). С 1804 В. работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин). В 1813‒17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене. Деятельность В. проходила в условиях национального общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало его передовые эстетические взгляды. В операх, созданных В. в эти годы («Рюбецаль», 1805; «Сильвана», 1810; «Абу Гасан», 1811), определяются новые черты стиля композитора: интерес к народно-бытовым и сказочным сюжетам, связь с музыкальным фольклором, восточный музыкальный колорит и т.д. Значительной вехой в творческом развитии В. был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии, в атмосфере подъёма национальных чувств появились песни В., проникнутые идеей освободительной борьбы (на стихи Т. Кернера). Сборник «Лира и меч», а также героико-патриотическая кантата «Битва и победа» (1815) на текст Вольбрука принесли В. известность в Германии.

Вершиной творчества В. и самым популярным его произведением является опера «Вольный стрелок» («Фрейшюц»), поставленная в Берлине в 1821 под управлением автора. С этого времени начинается интенсивное развитие романтической оперы с типичным для неё слиянием быта и фантастики. В опере нашли отражение народный сюжет, яркие картины крестьянского и охотничьего быта, поэтические образы природы. В этом произведении В. опирался на народное музыкальное творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш, различные народно-песенные формы). Оперу отличают также общий романтический колорит, новизна музыкально-гармонических средств и тембровых красок, действенная роль лейтмотивов, усиление значения оркестра. В. не только обобщил искания композиторов раннего периода развития музыкального романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов музыкальной драматургии Р. Вагнера. Опера В. «Эврианта» (постановка 1823, Вена, под управлением автора) утвердила новый тип многоплановой историко-легендарной рыцарской оперы. Последняя опера В. «Оберон» (постановка 1826, Лондон, под управлением автора) открыла жанр сказочной романтической оперы со светлым миром народно-фантастических образов.

В. также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка к семи драматическим пьесам, в том числе «Турандот» Шиллера, «Прециоза» Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произведений. В области инструментальной музыки В. наиболее известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета; для фагота, валторны). Фортепьянная пьеса «Приглашение к танцу» (1819), переложенная Г. Берлиозом для оркестра (1841), и «Концертштюк» для фортепьяно с оркестром (1821) сыграли значительную роль в развитии программной инструментальной музыки и новых концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс).

В. ‒ автор музыкально-критических и литературных работ, в том числе неоконченного романа «Жизнь музыканта».


Лит.: Ферман В., Оперный театр, М., 1961; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962: Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. ‒ Л., 1965; Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966; Мoser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

С. Н. Питина.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Вебер Карл Мария фон" в других словарях:

  • Вебер, Карл Мария фон — Не следует путать с Бернгардом Вебером, также немецким композитором.. Карл Мария фон Вебер (1786 1826), основоположник немецкой романтической оперы, композитор, обладавший обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы …   Википедия

  • ВЕБЕР Карл Мария фон — (Weber, Carl Maria von) КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (1786 1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц… …   Энциклопедия Кольера

  • Вебер Карл Мария фон — (Weber) (1786 1826), немецкий композитор и дирижёр, музыкальный критик. Основоположник немецкой романтической оперы. 10 опер («Вольный стрелок», 1821; «Эврианта», 1823; «Оберон», 1826), виртуозные концертные пьесы для фортепиано. («Приглашение к… …   Энциклопедический словарь

  • Вебер Карл Мария фон — Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Эйтин 5 июня 1826, Лондон) барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Содержание… …   Википедия

  • ВЕБЕР Карл Мария фон — ( 18 (?) XI 1786, Эйтин, земля Шлезвиг Гольштейн 5 VI 1826, Лондон) Мир в нем творит композитор ! так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист,… …   Музыкальный словарь

  • Вебер Карл Мария — (Weber) Вебер Карл Мария фон (Karl Maria von Weber) (1786 1826) Немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик. Родоначальник романтического направления в опере. С 1804 капельмейстер в Бреславле. С 1813 дирижер театра в Праге. С 1817… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ВЕБЕР Карл Мария — фон (1786 1826) немецкий композитор и дирижер, музыкальный критик. Основоположник немецкой романтической оперы. 10 опер ( Вольный стрелок , 1821; Эврианта , 1823; Оберон , 1826), виртуозные концертные пьесы для фортепиано ( Приглашение к танцу ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Карл Мария фон Вебер — Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Эйтин 5 июня 1826, Лондон) барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Содержание… …   Википедия

  • Вебер, Карл Мария — Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Эйтин 5 июня 1826, Лондон) барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Содержание… …   Википедия

  • Вебер, Карл-Мария-Фридрих-Август — Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Эйтин 5 июня 1826, Лондон) барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Содержание… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»