Бюджетная система

Бюджетная система
        совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Характер Б. с. определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства (см. Бюджетное право).
         Б. с. капиталистических стран. В унитарных государствах (например, в Великобритании, Франции и др.) Б. с. складывается из государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления, в федеральных государствах — из центрального федерального бюджета, бюджетов членов федерации (в США — штатов, в Швейцарии — кантонов, в ФРГ — земель и т. д.) и местных бюджетов. Отдельные бюджеты противостоят друг другу, выражая противоречия между различными группировками буржуазии и классовые противоречия. В процессе роста концентрации производства, централизации капитала, усиления власти монополий происходит бюрократическая централизация Б. с. Всё большая часть источников доходов сосредоточивается в руках государства, которое определяет и главные статьи расходов, усиливается финансовая зависимость местных бюджетов от центра. Особенно характерно это для 50—60-х гг., когда местные бюджеты росли значительно быстрее, чем центральный бюджет. В США удельный вес бюджетов штатов и местных бюджетов в общей сумме бюджетных расходов увеличился с 29,0% в 1952/53 до 48,3% в 1968/69; во Франции доля местных бюджетов выросла за эти годы с 16,0 до 29,0%; в Италии с 20,0 до 29,0%. Местные бюджеты всё шире используются на развитие инфраструктуры (См. Инфраструктура), регулирование экономики, обеспечение монополий рабочей силой. Характерной чертой Б. с. капиталистических стран является наличие многочисленных автономных бюджетов отдельных организаций, внебюджетных смет и фондов, не подлежащих утверждению парламентами, что позволяет монополистическому капиталу бесконтрольно использовать средства государственной казны в своих интересах. Например, в США, кроме общего казначейского фонда и государственного бюджета, существуют внебюджетные фонды: Управления международного сотрудничества, Администрации гражданской авиации, Бюро ветеранов войны и другие так называемые кредитные фонды. К числу внебюджетных фондов относится также выручка от реализации казённого имущества и ценных бумаг, используемая для погашения части государственного долга. В 1966/67 объём внебюджетных ресурсов составил свыше 45 млрд. долл. при общей сумме федерального бюджета в 121,2 млрд. долл.
         В развивающихся странах, ставших на путь борьбы за укрепление политической и экономической независимости, организация Б. с. подчинена задачам ликвидации остатков феодализма и последствий колониализма. Ввиду слабости национальной буржуазии и недостатка у неё капиталов важнейшие мероприятия в области экономики и культуры в этих странах (например, в ОАР, Индии, Бирме и др.) финансируются за счёт государственного бюджета. Одновременно с целью привлечения широких слоев населения к участию в решении национальных экономических и политических задач правительства этих стран проводят политику развития инициативы и средств бюджетов местных органов.
         Б. с. социалистических стран. В СССР Б. с. включает союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые в своей совокупности составляют государственный бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития народного хозяйства СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В государственный бюджет СССР включается также бюджет государственного социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Государственные бюджеты союзных республик объединяют республиканские бюджеты, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Б. с. СССР, составляет почти 50 тыс.
         Построение Б. с. СССР, бюджетные права и обязанности органов государственной власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.
         Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% государственного бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве.
         Доходы союзного бюджета образуются с основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внешней торговли, взносов государственных предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегосударственных доходов. Доходы республиканских и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении республиканских и местных органов, а также из отчислений от общегосударственных доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование).
         Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли хозяйства и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые республиканским органам, из местных бюджетов — в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживающих население отдельных местностей.
         В др. социалистических странах Б. с. строится на тех же принципах, что и Б. с. в СССР. В 1949/50 в большинстве социалистических стран были проведены бюджетные реформы, в ходе которых осуществлена перестройка Б. с. на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Многочисленные внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с государственным бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы народно-хозяйственного и финансового планирования. В большинстве социалистических стран Б. с. складывается из 2 основных звеньев — Центрального бюджета и местных бюджетов [в Болгарии — это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР — бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР — аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п.]. В 1968/69 произошёл переход Чехословакии к федеративному государству и бюджетному устройству. Теперь Б. с. в этой стране складывается из Центрального бюджета ЧССР, государственного бюджета Чехии, государственного бюджета Словакии, которые состоят, в свою очередь, из Центральных и местных бюджетов. В Югославии Б. с. состоит из бюджета федерации, бюджетов отдельных республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организации единства Б. с. в большинстве социалистических стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с Центральным бюджетом, образуя единый государственный бюджет. Ведущая роль в государственном бюджете принадлежит Центральным бюджетам, на долю которых приходится в среднем около всех расходов государственного бюджета.
         Как правило, задачей Центральных бюджетов является финансирование общегосударственных, хозяйственных и социально-культурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного хозяйства и социально-культурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хозяйственного и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином государственном бюджете.
         Лит. см. при ст. Бюджет государственный.
         А. М. Александров, В. В. Лавров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Бюджетная система" в других словарях:

  • Бюджетная Система — См. Система бюджетная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА — по бюджетному законодательству РФ основанная наэкономических отношениях и юридических нормах совокупность республи канского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально государственных и административно… …   Финансовый словарь

  • Бюджетная система РФ — Бюджетная система Российской Федерации  это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность… …   Википедия

  • Бюджетная система — Российской Федерации  это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета,… …   Википедия

  • Бюджетная система РФ — бюджетная система Российской Федерации основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской… …   Официальная терминология

  • Бюджетная система — представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально государственных и административно территориальных …   Словарь юридических понятий

  • Бюджетная система рф — (англ. budget system of RF) в бюджетном законодательстве РФ основанная на экономических отношениях и гос ном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ …   Энциклопедия права

  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Б.с. любого государства определяется государственным и административно территориальным устройством… …   Юридическая энциклопедия

  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных… …   Юридическая энциклопедия

  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Бюджетная система РФ — это определяемая государственным устройством Российской Федерации, основанная на экономических отношениях, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ основывается… …   Большой юридический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»