Барбизонская школа


Барбизонская школа
        группа французских мастеров реалистического пейзажа 30—60-х гг. 19 в. Получила название от дер. Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло (к Ю.-В. от Парижа), где подолгу работали ряд входивших в группу художников («барбизонцев»). Б. ш. возникла в условиях подъёма демократического движения, формирования национального реалистического искусства и кризиса академической и романтической школ. В противовес идеализации и условности «исторического пейзажа» академистов и романтическому культу воображения Б. ш. утверждала эстетическую ценность реальной природы Франции — лесов и полей, рек и горных долин, городков и деревень в их обыденных аспектах. Последовательно создавая реалистическую систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в. и английских пейзажистов начала 19 в. — Дж. Констебла и Р. Бонингтона, но прежде всего развивали реалистические тенденции французской пейзажной живописи 18 и 1-й четверти 19 вв. (особенно Ж. Мишеля и передовых мастеров романтической школы — Т. Жерико, Э. Делакруа, П. Юэ). Освобождая пейзаж от нормативных схем, непосредственно наблюдая и изучая различные местности Франции (кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, Бургундии, Оверни, Дофине и др.), стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы, света и воздуха (см. Пленэр), барбизонцы придавали большое значение художественному обобщению, одухотворённости пейзажа, его эмоциональной и зрительной цельности, связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работа с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, интимное общение художника с природой сочетались у барбизонцев с тягой к эпической широте образа (иногда не чуждого своеобразной романтизации и героичности), а камерные картины чередовались с большими пейзажными полотнами. Б. ш. систематично разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими Валёрами, световыми и цветовыми нюансами; спокойные коричневые, бурые, зелёные тона оживляются отдельными звонкими акцентами. Композиция пейзажей Б. ш. естественна, но тщательно построена и уравновешена.
         Старшее поколение барбизонцев — Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз — акцентировало героические начала пейзажного образа, пластичность, материальность изображений, эмоциональную роль освещения, сохраняя определенную связь с романтической школой. Крупнейший представитель младшего поколения — Ш. Ф. Добиньи — больше внимания уделял непосредственности впечатления, точной фиксации состояний световоздушной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров, как К. Труайон, Ш. Жак, Р. Бонёр, придавали самостоятельное значение жанровым и анималистическим изображениям в пейзаже, которые у ведущих художников школы органически вплетались в ткань картины. Близость к Б. ш. обнаруживают многие французские художники 19 в., в том числе К. Коро, в ряде своих пейзажей вплотную смыкающийся с принципами школы. Ж. Ф. Милле, многие годы работавший в Барбизоне, был особенно тесно связан с Б. ш. Велико влияние Б. ш. на последующее развитие реалистического пейзажа как во Франции (Г. Курбе, Э. Буден), так и в других странах (голландец Я. Б. Йонгкинд, бельгиец И. Буланже, венгры М. Мункачи и Л. Паал, поляк Ю. Шерментовский, румын Н. Григореску, американский пейзажист Дж. Иннесс, русские пейзажисты А. П. Боголюбов, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев и др.).
        Лит.: Яворская Н. В., Пейзаж барбизонской школы, М., 1962; Dorbec P., L'arldu paysage en France, P., 1925.
        Ж. Дюпре. «Пейзаж с коровами». 1850. Эрмитаж. Ленинград.
        Ж. Дюпре. «Пейзаж с коровами». 1850. Эрмитаж. Ленинград.
        Т. Руссо. «Рынок в Нормандии». Около 1832. Эрмитаж. Ленинград.
        Т. Руссо. «Рынок в Нормандии». Около 1832. Эрмитаж. Ленинград.
        Т. Руссо. «Опушка леса в Берри». Около 1843. Музей Сен-Дени. Реймс.
        Т. Руссо. «Опушка леса в Берри». Около 1843. Музей Сен-Дени. Реймс.
        Н. Диаз. «Приближение грозы». 1871. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Н. Диаз. «Приближение грозы». 1871. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Барбизонская школа" в других словарях:

  • Барбизонская школа — Барбизонская школа. Ж. Дюпре. Осенний пейзаж . Эрмитаж. БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш.Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в деревне Барбизон, близ Парижа, в 1830 60 е гг. Обратились… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА — БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш.Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в деревне Барбизон, близ Парижа, в 1830 60 е гг. Обратились к непосредственному изображению родной природы, решали… …   Современная энциклопедия

  • БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА — группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в д. Барбизон (Barbizon) близ Парижа в 30 60 е гг. 19 в. Обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Барбизонская школа —         группа французских мастеров реалистического пейзажа 30 60 х гг. XIX в. Получила название от деревни Барбизон (Barbizon) близ леса Фонтенбло, где работали отдельные художники этой группы. Возникла в условиях подъёма демократического… …   Художественная энциклопедия

  • Барбизонская школа — Руссо. Вид на Барбизон, 1850, Пушкинский музей, Москва Барбизонская школа (фр. École de Barbizon …   Википедия

  • барбизонская школа — группа французских живописцев пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в деревне Барбизон (Barbizon) близ Парижа в 30 60 х гг. XIX в. Обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха,… …   Энциклопедический словарь

  • Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и …   Википедия

  • Гаагская школа живописи — Антон Мауве, Утренняя прогулка по пляжу, Рейксмюсеум, Амстердам. Гаагская школа живописи  наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге… …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Лекции по истории искусств, Коллектив авторов. Курс основан на программе для Высших учебных заведений РФ. 01. Основы теории искусства. Виды, жанры, роды искусства 02. Первобытное искусство 03. Художественные традиции Индии 04.… Подробнее  Купить за 149 руб аудиокнига


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.