- Бакунин Михаил Александрович
- Бакунин Михаил Александрович [18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, ‒ 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В эти годы Б. ‒ последователь философии И. Фихте, позднее ‒ Г. Гегеля. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). В Берлинском университете Б. слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по «философии откровения» (1840). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст. «Реакция в Германии» (1842), которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Б. познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистическим движением. В Париже (1844) сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельность Б. за границей обратила на себя внимание царских властей. Требованиям правительства о возвращении на родину Б. не подчинился. В 1844 заочно приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу. 17(29) ноября 1847 в Париже на собрании в память Польского восстания 1830‒31 Б. произнёс речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства был выслан из Франции. Принимал деятельное участие в Революции 1848‒49, причём особенно интересовался движением славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), Б. стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12‒17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрию (1849). В мае 1849 ‒ один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления арестован в Хемнице, в апреле 1850 приговорён саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 военным судом в Ольмюце вторично приговорён к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением. Вслед за этим австрийскими властями выдан Николаю I и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где по предложению царя написал «Исповедь», в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. Форма этого документа порой носила характер покаяния, что можно объяснить тактикой Б., стремившегося любой ценой вырваться на волю. В 1857 Б. был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862‒63 сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с первой «Землёй и волей». В 1864‒67 жил в Италии, затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870), в 1874 ‒ в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Умер в Берне (Швейцария), там и похоронен.
К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Б., получивших распространение в ряде стран Запада и в России (см. Анархизм).
С русским революционным движением связи Б. снова стали активными в 1868‒70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым, через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869‒70 относится ряд печатных обращений Б. к русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Б. «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Б. подчёркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, во «Всероссийской социально-революционной организации» (кружок «москвичей»). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии.
Против анархистских взглядов Б. и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.
Соч.: Избр. соч., т. 1‒5, П.‒М., 1919‒21; Собр. соч. и писем, т. 1‒4, М., 1934‒35.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Марк с К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Эмигрантская литература, там же; Маркс К., Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же; Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Ленин В. И., «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5; его же. Памяти Герцена, там же, т. 21; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Наши разногласия. Соч., т. 2, М., [б. г.]; его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.]; Стеклов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1‒4, М.‒Л., 1926‒27; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964; Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1‒2, М.‒Л., 1964‒65; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60‒70-е годы XIX в., М., 1958; Колпинский Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, «Вопросы истории», 1964, № 10; Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1‒2, М., 1964‒ 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970]; Venturi F., II populismo russo, v. 1‒-2, [Torino], 1952; Lequien E., Bakounine et ie marxisme, «Revue d'histoire economique et sociale», 1954, v. 32, № 4, p. 389‒412; Lamport E., М. Bakunin (1814‒1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.
Ш. М. Левин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.