Асафьев Борис Владимирович

Асафьев Борис Владимирович
Асафьев Борис Владимирович [17(29).7.1884, Петербург, ‒ 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Родился в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним ‒ Игорь Глебов). Научно-публицистическая и музыкально-общественная деятельность А. широко развернулась после Октябрьской революции. Он был музыкальным консультантом Театра оперы и балета им. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, принял участие в организации Ленинградской филармонии; в 1919‒30 работал в Институте истории искусств в Ленинграде. С 1925 профессор Ленинградской консерватории. В 1943 переехал в Москву, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран председателем Союза композиторов СССР.

Музыкально-научная деятельность А. отличается исключительной широтой интересов, охватывая различные отрасли теории и истории музыки. Выдающуюся ценность представляют его работы о русской классической музыке, особенно о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском. Много внимания уделял А. и вопросам современности. Его статьи о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших зарубежных композиторах 20 в. принадлежат к лучшим образцам советской музыкальной критики. А. был талантливым популяризатором, написал ряд статей по вопросам музыкального быта, эстетического воспитания трудящихся. Разработанная им теория интонации, как выразительно-смысловой основы музыки, имеет большое значение для решения коренного вопроса реалистической эстетики ‒ об отношении музыки к действительности.

Являясь достойным продолжателем виднейших представителей русской музыкальной критики, А. определил своей деятельностью новый этап в развитии музыкальной науки. Его идеи плодотворно разрабатываются в трудах современных советских, а также многих зарубежных музыковедов.

Композиторское творчество А. включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драматическим спектаклям, 4 симфонии, большое количество романсов и камерно-инструментальных произведений. Постоянное место в репертуаре музыкального театра заняли его балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938). Государственная премия СССР (1943, 1948). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.


Соч.: Избр. труды, т. 1‒5, М., 1952‒ 1957 (в т. 5 даны библиография и нотография); Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании, М.‒Л., 1965; Критические статьи и рецензии, М.‒Л., 1967; Симфонические этюды, П., 1922; П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество, М.‒П., 1922; Инструментальное творчество Чайковского, П., 1922; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского, М., 1928. Книга о Стравинском, Л., 1929; Русская музыка от начала 19 столетия, М.‒Л., [1930]; «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского, М.‒Л., 1944; Н. А. Римский-Корсаков, М.‒Л., 1944; Глинка, М., 1947; [2 изд.], М.‒Л., 1950; Григ, М.‒Л., 1948; Музыкальная форма как процесс, кн. 1‒2, Л., 1963; Речевая интонация, М.‒Л., 1965.


Лит.: Богданов-Березовский В., Б. В. Асафьев, Л., 1937; Памяти академика Б. В. Асафьева. Сб. статей о научно-критическом наследии, М.‒Л., 1951; Орлова Е., Б. В. Асафьев. Путь исследователя и публициста, Л., 1964; Рыжкин И., Становление советской музыкальной эстетики (Луначарский, Асафьев), в кн.: Из истории советской эстетической мысли, М., 1967, с. 285‒362; Jiranek J., Prispevek k teorii a praxi intonacni analyzy, Praha, 1965.

Ю. В. Келдыш.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Асафьев Борис Владимирович" в других словарях:

  • Асафьев, Борис Владимирович — Борис Владимирович Асафьев Основная информация Дата рождения 17 (29) июля 1884(1884 07 29) Ме …   Википедия

  • Асафьев Борис Владимирович — (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884—1949), музыковед и композитор, академик (1943), народный артист СССР (1946). Родился в Петербурге. Окончил историко филологический факультет университета (1908) и консерваторию (1910). С 1910… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Асафьев Борис Владимирович — (псевд. Игорь Глебов) (1884 1949), сов. композитор и музыковед. Автор многих произв. на лермонт. сюжеты: оперы «Казначейша» (по поэме «Тамбовская казначейша»), созданной в 1935 36 (клавир, М., 1946; см. Опера в ст. Музыка), балета Ашик Кериб… …   Лермонтовская энциклопедия

  • АСАФЬЕВ Борис Владимирович — (литературный псевд. Игорь Глебов) (1884 1949) российский музыковед, композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Один из основоположников отечественной музыкальной науки ( Музыкальная форма как процесс , кн. 1 2, 2 издана… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Асафьев Борис Владимирович —       (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884 1949), музыковед и композитор, академик (1943), народный артист СССР (1946). Родился в Петербурге. Окончил историко филологический факультет университета (1908) и консерваторию (1910). С 1910… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Асафьев, Борис Владимирович — АСАФЬЕВ Борис Владимирович (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884 1949), музыковед, композитор. Один из основоположников отечественного музыковедения 20 в. Труд “Музыкальная форма как процесс” (1930 47), монографии о русской музыке и др.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Асафьев, Борис Владимирович — (литературный псевдоним Игорь Глебов, р. 1884) русский музыкальный критик и ученый, выдвинувшийся в послеоктябрьскую эпоху, профессор Ленинградского Института Истории Искусств. Свою музыкально критическую деятельность А. начал в московском… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Асафьев Борис Владимирович — литературный псевдоним Игорь Глебов (1884 1949), музыковед, композитор, академик АН СССР (1943), народный артист СССР (1946). Один из основоположников отечественной музыкальной науки («Музыкальная форма как процесс», кн. 1 2, 1930 1947, и др.).… …   Энциклопедический словарь

  • АСАФЬЕВ Борис Владимирович — (псевд. Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, 27.1.1949, Москва], музыковед, композитор, педагог, акад. АН СССР (1943), нар. арт. СССР (1946). Основоположник крупной музыковедческой школы. Окончил ист. филол. ф т Петерб. ун та (1908) и Петерб …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Асафьев Борис Владимирович — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»