- Шуман
-
I
Шу́ман (Schumann)
Георг (28.11.1886, Лейпциг, — 11.1.1945, Дрезден), деятель германского рабочего движения. В 1905 вступил в СДПГ, примыкал к левым социал-демократам. За антивоенную пропаганду в годы 1-й мировой войны 1914—18 подвергался судебным преследованиям. С 1919 член компартии Германии (КПГ). В 20-х гг. избирался членом ЦК КПГ. В 1921—24 депутат прусского ландтага, в 1928—33 депутат рейхстага. После установления фашистской диктатуры (1933) брошен в каторжную тюрьму, затем в концлагерь Заксенхаузен. Выйдя из концлагеря (1939), приступил к созданию подпольной организации КПГ в Лейпциге, ставшей центром антифашистской борьбы в Саксонии. С 1943 член подпольного оперативного руководства КПГ. В июле 1944 Ш. вместе с группой других руководителей антифашистского подполья арестован гестапо. Казнён.II Шума́н (Schuman)Робер (29.6.1886, Люксембург, — 4.9.1963, Си-Шазель, близ г. Мец), французский политический деятель. Член партии Народно-республиканское движение. Депутат Национального (1919—40, 1946— 1962) и двух Учредительных собраний (1945—46). Министр финансов в 1946—47, глава правительства в 1947—48, министр иностранных дел в 1948 — январе 1953, министр юстиции в 1955 — январе 1956. Был близок к финансовой группе де Вандель. Создание при его активном участии (см. Шумана план) Европейского объединения угля и стали (1951) практически положило начало процессу западноевропейской интеграции.III Шу́ман (Schumann)Роберт Александер (8.6.1810, Цвиккау, — 29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художеств. дарование, в том числе музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г. Дорна (1831—32). Придумал механическое приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 основал «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift für Musik», Лейпциг, был автором и редактором до 1844) — орган прогрессивного направления в немецкой музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Ш. назвал «Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 Ш. некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с 1850 — в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С конца 40-х гг. постепенно обострилась психическая болезнь Ш., последние два года жизни он провёл в лечебнице (Эндених), где и скончался.Ш. — один из ярких представителей романтического искусства 19 в. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. бросало вызов духовной нищете мещанской Германии 1820-х — 40-х гг., звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Ш. развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Его произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Ш. вошёл в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой — жизнь «вовне» — связи и контрасты явлений, образующие «драматургию» жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.Большая часть фортепьянных произведений Ш. — циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1835), в котором пёстрой чередой проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Кьярина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, навеян произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших достижений Ш. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Ш. для фортепьяно, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835—38, 1836), Фантазия (1836—38), концерт для фортепьяно с оркестром (1841—45). Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Ш. имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.В вокальном творчестве Ш. развивал тип лирической песни Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Ш. запечатлел детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Ш. роль фортепьянного сопровождения, дающего богатую обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее популярный из вокальных циклов— «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен, в том числе «Если б цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по содержанию песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Ш. затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Ш. — баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Многие песни Ш. — простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта, и др.).В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), так же как в «Сценах из Фауста» (1844—53, по И. В. Гёте), Ш. близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная оконченная опера Ш. «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческой удачей явилась музыка Ш. к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. «Весенняя», 1841; 2-я, 1845—46; т. н. «Рейнская», 1850; 4-я, 1841—51) господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.Ш. — автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фортепьянных трио (2 — 1847, 1851), фортепьянного квартета (1842) и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета (1842), а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора.Ш. внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Ш. бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающееся под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Ш. на страницах печати, — пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора.Идеалы Ш. были близки передовым музыкантам 19 в. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Ш. пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».Соч.: Gesammelte Schriften Über Musik und Mlisiker, 5 Aufl., Bd 1―2, Lpz., 1914; Jugendbriefe, 4 Aufl., Lpz., 1910; Briefe. Neue Folge, 2 Aufl., Lpz., 1904; Tagebücher, Bd 1, Lpz., 1971; в рус. пер. — Избр. статьи о музыке, М., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, т. 1—2-А: М., 1975—78, Письма, т. 1, [М., 1970].Лит.: Ларош Г., Шуман как фортепианный композитор, «Современная летопись», 1870, № 28—29; Каратыгин В., Роберт Шуман, «Театр и искусство», 1910, №22; Глебов Игорь [Асафьев Б.], в сборнике: Р. Шуман, Песни..., М., 1933, с. II—VI; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, М., 1954; Друскин М., Творческий метод Шумана, в кн.: История и современность, Л., 1960; Житомирский Д., Шопен и Шуман, в кн.: Фридерик Шопен, М., 1960; его же, Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962; его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, М., 1964; Jansen F. G., Die Davidsbündler. Aus R. Schumanns Sturm- und Drangperiode, Lpz., 1883; Wasielewski J. W. v., R. Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; Abert Н., R. Schumann, 4 Aufl., B., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen, eingel. W. Boetticher, B., 1942; Wörncr H., Robert Schumann, [Z., 1949]; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk über sein Leben und Schaffen, Bd 1—2, Lpz., 1956.Д. В. Житомирский.Роберт Шуман.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.