- Швейцер
-
I
Шве́йцер (Schweitzer)
Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,—4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни (См. Философия жизни); богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии (диссертация «Философия религии Канта», 1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор медицины.В начале 20 в. завоевал известность как концертирующий органист. Основное значение Ш. как музыковеда связано с его работой о И. С. Бахе. Оказал влияние на современный стиль исполнения музыки Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству.В 1913 вместе с женой — медицинской сестрой Элен Бреслау на собственные средства основал больницу в Ламбарене, которая стала для Ш. главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 Ш. присуждена Франкфуртская пр. Гёте, в 1952 — Нобелевская премия мира, на средства от которой Ш. построил лепрозорий в Ламбарене.Исходный принцип мировоззрения Ш. — факт жизни (противопоставляемый у Ш. факту мысли как производному). Возражая декартовскому «я мыслю, следовательно, существую», Ш. предлагает формулу: «я — жизнь, которая хочет жить среди жизни». Отсюда Ш. выводил основной этический принцип «благоговения перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Ш., — не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Ш., стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики.Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Ш. выступал против господства «всеобщего» над «конкретно-личным». В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю как выражение свободного и нравственного существа человека — знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли Ш., «понимающее» отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему «духовное банкротство цивилизации». Ш. противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «техническую эру» и «внешний прогресс». Согласно Ш., этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. Ш. ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческую активность. С этой гуманистические позиции Ш. критиковал нравственное состояние современного буржуазного общества, переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 Ш. сооружены памятники в Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге.Соч.: Die psychiatrische Beurteilung Jesu, Tübingen, 1913; Kulturphilosophie, Bd 1—2, Münch., 1923; Das Christentum und die Weltreligionen, Münch., 1924; Le probléme de l’éthique dans revolution de la pensée humaine. P., 1952; Friede oder Atornkrieg, Bern, 1958; Die Lehre der Ehrfurcht vor dem Leben, 2 Aufl., B., 1963; в рус. пер. — И. С. Бах, М., 1964; Культура и этика, М., 1973; Письма из Ламбарене, Л., 1978.Лит.: Друскин М., А. Швейцер и вопросы баховедения, «Советская музыка», 1960, № 3; Левада Ю. А., А. Швейцер — мыслитель и человек, «Вопросы философии», 1965, № 12; Геттинг Г., Встречи с Альбертом Швейцером, пер. с нем., М., 1967; Альберт Швейцер — великий гуманист XX в., М., 1970; Петрицкий В. А., Этическое учение А. Швейцера, Л., 1971; Носик Б. М., Швейцер, М., 1971; Langfeldt G., A. Schweitzer. A study of his philosophy of life, N. Y., 1960; Bähr Н. W. [Hrsg.], A. Schweitzer. Sein Denken und sein Weg, Tübingen, 1962; Müller R., 50 Jahre Albert Schweitzer — Spital in Lambarene, «Münchener medizinische Wochenschrift», 1963. Bd 105, № 51, s. 2521―2530; Clark H., The philosophy of A. Schweitzer, L., 1964; Marshall G. N., An understanding of A. Schweitzer, [L., 1966].В. А. Петрицкий, И. В. Венгрова.А. Швейцер.II Шве́йцерБогдан Яковлевич (29.1. 1816, Виль, кантон Цюрих, Швейцария,— 24.6.1873, Москва), русский астроном. В 1841—45 работал на Пулковской обсерватории, а с 1845 на обсерватории Московского университета; с 1856 директор университетской обсерватории. Ряд наблюдений Ш. на пассажном инструменте лег в основу Пулковского каталога 1845. Ш. организовал исследование московской аномалии силы тяжести. Открыл 4 новые кометы.Лит.: Блажко С. Н., История Астрономической обсерватории Московского университета..., «Учёные записки МГУ». Юбилейная сер., 1940, в. 58.III Шве́йцер (Schweitzer)Иоганн Баптист (12.7.1833, Франкфурт-на-Майне,—28. 7.1875, Гисбах, близ г. Берн, Швейцария), деятель германского рабочего движения. По профессии адвокат. Под воздействием идей Ф. Лассаля (См. Лассаль) вступил в лассальянский Всеобщий германский рабочий союз и стал одним из его руководителей. Активно поддерживал О. Бисмарка в вопросе объединения Германии под гегемонией Пруссии. Политическая линия Ш. привела к росту оппозиционного крыла в союзе, часть членов которого, порвав с лассальянством, вышла из союза и вошла в Социал-демократическую рабочую партию (Эйзенахцы).IV Шве́йцерМихаил (Моисей) Абрамович (р. 16.3.1920, Пенза), советский кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1977). Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1944, мастерская С. М. Эйзенштейна). Первая работа —«Путь славы» (1949, совместно с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым). Наиболее значительные картины режиссёра — экранизации известных произведений классической и современной литературы: «Чужая родня» (1956, по повести В. Ф. Тендрякова «Не ко двору»), «Воскресение» (1960—62, по Л. Н. Толстому), «Время, вперёд!» (1966, совместно с С. А. Милькиной; по В. П. Катаеву), «Золотой телёнок» (1968, по И. Ильфу и Е. Петрову), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1976, по Л. М. Леонову). Государственная премия СССР (1977).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.