Сковорода

Сковорода
        Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.
         С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.
         Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к Пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.
         Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».
         С. принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.
         Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання творiв, т. 12, К., 1973; Соч., т. 12, М., 1973.
         Лит.: Эрн В. Ф., Г. С. Сковорода, М., 1912; Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. Сковорода, [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960; Редько М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. Сковорода. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968; Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi iдеi Г. С. Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972; Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972; Лощиц Ю. М., Сковорода, М., 1972.
         Ю. М. Лощиц.
        Г. С. Сковорода.
        Г. С. Сковорода.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Сковорода" в других словарях:

  • СКОВОРОДА —         Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губ., 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.], укр. философ, поэт, педагог. Учился в КиевоМогилянской академии. С 1759 ок. 10 лет преподавал… …   Философская энциклопедия

  • СКОВОРОДА — или сковородка жен. сковрада церк. (см. сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения; железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень; глиняная, латка, ладка; соловарная, черен; без закрайков, гладкая, на печенье: лист. Сковородушка… …   Толковый словарь Даля

  • сковорода — укр. сковорода, др. русск. сковорода, ст. слав. сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др. чеш. skravada, skrovada (*skovrada), польск. skowroda, в. луж. škorodej, н. луж. škorodej, škorodwej, род. п. škorodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, ъvе.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • сковорода — сущ., кол во синонимов: 14 • вок (1) • кеци (1) • латка (6) • паэлья …   Словарь синонимов

  • сковорода́ — сковорода, ы, у; мн. сковороды, сковород, сковородам[не сковород, сковородам] …   Русское словесное ударение

  • СКОВОРОДА — СКОВОРОДА, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, жен. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). 3.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СКОВОРОДА — СКОВОРОДА, ы, вин. сковороду и (устар.) сковороду, мн. сковороды, сковород, сковородам, жен. и (разг.) СКОВОРОДКА, и, жен. Мелкая, с загнутыми краями, круглая металлическая посуда для жаренья. Жарить на сковороде. Как на раскалённой сковороде… …   Толковый словарь Ожегова

  • сковорода — Сковорода, склонение этого слова, имеющего ударение на последнем слоге, может вызвать трудности. И в самом деле: вижу сковороду/ (не ско/вороду), но во множественном числе мы говорим: три ско/вороды (не на последнем слоге) и трем сковорода/м (не… …   Словарь ошибок русского языка

  • сковорода — СКОВОРОДА, ы, вин. сковороду и сковороду, мн сковороды, сковород, сковородам, ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из металла с широким дном, невысокими стенками, длинной ручкой, предназначенный для жаренья пищи. Касьяшкам муки… …   Толковый словарь русских существительных

  • СКОВОРОДА — посуда с низким бортом (боковой поверхностью), предназначенная для жарения, запекания и тушения пищи. В домашних условиях применяются сковороды самых разнообразных форм и размеров. Наиболее распространены сковороды круглые мелкие и глубокие, со… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • СКОВОРОДА — Григорий Саввич (1722 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70 х гг. вел жизнь странствующего нищего философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»