Мухина

Мухина
        Вера Игнатьевна [19.6(1.7).1889, Рига, — 6.10.1953, Москва], советский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909—12) у К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Париже (1912—14) у Э. А. Бурделя (См. Бурдель). С 1909 жила в Москве. Преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (1926—27) и Вхутеине (1926—30). Уже в ранних произведениях М., отмеченных некоторым влиянием Кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм («Пьета», глина, 1916, не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 М. участвовала в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда) (проект памятника Н. И. Новикову, глина, 1918, не сохранился). В 20-е гг. М. создала проекты памятников — романтически приподнятые образы-олицетворения, проникнутые бурным движением (памятник В. М. Загорскому, 1921, «Пламя революции», 1922—23, оба — гипс, Музей Революции СССР, Москва), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы которых выражают мощь внутренней жизни натуры («Ветер», 1926—27, «Крестьянка», 1927, см. илл., обе — бронза, Третьяковская галерея). В 30-е гг. М. переходит к более детализованной лепке, сочетая чёткое выявление закономерностей конструкции с жизненной конкретностью образа. Обращаясь к портрету, М. иногда заостряет наиболее характерные черты лица модели («С. А. Котляревский», бронза, 1929, там же), но чаще типизирует их, создавая обобщённый образ современника («С. А. Замков», мрамор, 1935, там же), однако неизменно сохраняет живую непосредственность отношения к портретируемому. С 30-х гг. М. всё чаще занимается проблемами синтеза искусств. Главный результат этих поисков — 24-метровая группа «Рабочий и колхозница», увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед северным входом ВДНХ СССР в Москве; нержавеющая сталь, 1935—37; Государственная премия СССР, 1941). Диагональная композиция группы отражает нарастающий кверху ритм здания-постамента (архитектор Б. М. Иофан); пространственно дифференцированные формы монумента объединяются мотивом стремительно убыстряющегося движения, в результате чего возникает особая декоративная звучность и зрительная лёгкость силуэта. Фигуры юноши и девушки, несущих серп и молот, стали не только этапным произведением социалистического реализма, но и всемирно известным символом нового общества, движущегося к коммунизму. Среди лучших работ М. последующих лет — памятник М. Горькому, проникнутый революционно-романтическим духом раннего творчества писателя (архитектор В. В. Лебедев, П. П. Штеллер, бронза, гранит, 1938—39, установлен в 1952 в г. Горьком; см. илл.), а также декоративная группа «Хлеб», гармонически-плавные, «певучие» ритмы которой рождают представление о физической и духовной красоте людей труда (бронза, 1939, Третьяковская галерея). В Великую Отечественную войну 1941—1945 М. работает преимущественно в области портрета (неизменно связывая индивидуальные особенности человеческой личности с судьбой народа, позволяя ощутить героический пафос эпохи): с суровой правдивостью передаёт облик советских воинов («Б. А. Юсупов» и «И. Л. Хижняк», оба — гипс, 1942, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1943), создаёт образы деятелей науки и культуры («Хирург Н. Н. Бурденко», гипс, 1943, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; «Академик А. Н. Крылов», дерево, 1945, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1946), а также обобщённо-символический образ советской девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе над ним («Партизанка», гипс, 1942, Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада, Душанбе; бронза, 1951, Третьяковская галерея). В послевоенный период М. вновь обращается к монументальной скульптуре, практически воплощая исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор З. М. Розенфельд; бронза, гранит, 1951; Государственная премия СССР, 1952; см. илл.), работая над многофигурной композицией «Требуем мира!» (совместно с Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым; гипс, 1950, Русский музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1951) и памятником П. И. Чайковскому в Москве (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор А. А. Заварзин; бронза, гранит, с 1945; открыт в 1954). Стремясь обогатить художественный язык советского искусства, М. неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Будучи мастером широкого профиля, М. оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора (статуэтка «С. Г. Корень в роли Меркуцио», 1949, и др.), театрально-декорационные работы (эскизы костюмов к «Электре» Софокла, 1944, в Театре им. Е. Вахтангова, Москва, и др.), была одним из инициаторов движения за улучшение производства советского художественного стекла, работая в этой области в 1938—53 («Женский торс», 1929—52). Самостоятельное художественное значение имеют рисунки М., с изысканным лаконизмом передающие особенности пластического строения натуры. Награждена 2 орденами, а также медалями. Имя М. присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу (1953).
         Соч.: Художественное и литературно-критическое наследие, т. 1—3, М., 1960.
         Лит.: Терновец Б., Вера Мухина, М. — Л.,1937; Аболина Р., В. И. Мухина, М., 1954; Климов Р., Творческие искания. К вопросу об эволюции художественного мировоззрения В. И. Мухиной, «Искусство», 1959, № 12, с. 12—22; Суздалев П. К., Вера Мухина, М., [1971].
         И. М. Соколова.
        В. И. Мухина. «Крестьянка». 1927. Третьяковская галерея. Москва.
        В. И. Мухина. «Крестьянка». 1927. Третьяковская галерея. Москва.
        Памятник Максиму Горькому. Бронза, гранит. 1952. Скульптор В. И. Мухина, архитекторы В. В. Лебедев, П. П. Штеллер.
        Памятник Максиму Горькому. Бронза, гранит. 1952. Скульптор В. И. Мухина, архитекторы В. В. Лебедев, П. П. Штеллер.
        Памятник М. Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд.
        Памятник М. Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд.
        Мухина В. И. «С. А. Замков». Мрамор. 1935. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «С. А. Замков». Мрамор. 1935. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Партизанка». 1942 (воспроизведен бронзовый отлив 1951). Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Партизанка». 1942 (воспроизведен бронзовый отлив 1951). Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Пламя революции». Гипс. 1922—23. Центральный музей Революции СССР. Москва.
        Мухина В. И. «Пламя революции». Гипс. 1922—23. Центральный музей Революции СССР. Москва.
        Мухина В. И. «Хлеб». Бронза. 1939. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Хлеб». Бронза. 1939. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Рабочий и колхозница». Нержавеющая сталь. 1935—37. Группа установлена перед северным входом ВДНХ в Москве.
        Мухина В. И. «Рабочий и колхозница». Нержавеющая сталь. 1935—37. Группа установлена перед северным входом ВДНХ в Москве.
        Мухина В. И. «Академик А. Н. Крылов». Дерево. 1945. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Академик А. Н. Крылов». Дерево. 1945. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Б. А. Юсупов». Бронза. 1947. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Б. А. Юсупов». Бронза. 1947. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Женская фигура». Бронза. 1928. Третьяковская галерея. Москва.
        Мухина В. И. «Женская фигура». Бронза. 1928. Третьяковская галерея. Москва.
        В. И. Мухина.
        В. И. Мухина.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Мухина" в других словарях:

  • МУХИНА — Вера Игнатьевна (1889 1953), скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам ( Пламя революции , 1922 23). В 30 х гг. создавала символические …   Русская история

  • МУХИНА — Вера Игнатьевна (1889 1953), скульптор. Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщенны по формам ( Пламя революции , 1922 23), в 30 х гг. символическое (символы нового строя в СССР) произведение ( Рабочий и колхозница , 1935… …   Современная энциклопедия

  • Мухина Е. — Елена Вячеславовна Мухина (1 июня 1960, Москва 22 декабря 2006, Москва) советская гимнастка, Заслуженный мастер спорта СССР (1977), абсолютная чемпионка СССР по спортивной гимнастике (1979), чемпионка в упражнениях на брусьях (1978, 1979) и в… …   Википедия

  • Мухина Е. В. — Елена Вячеславовна Мухина (1 июня 1960, Москва 22 декабря 2006, Москва) советская гимнастка, Заслуженный мастер спорта СССР (1977), абсолютная чемпионка СССР по спортивной гимнастике (1979), чемпионка в упражнениях на брусьях (1978, 1979) и в… …   Википедия

  • Мухина — Содержание 1 Известные носительницы 1.1 В 1.2 Е 1.3 …   Википедия

  • Мухина В. — Вера Игнатьевна Мухина Vera Muhina Вера Мухина. Портрет работы художника Михаила Нестерова Дата рождения …   Википедия

  • Мухина В. И. — Вера Игнатьевна Мухина Vera Muhina Вера Мухина. Портрет работы художника Михаила Нестерова Дата рождения …   Википедия

  • Мухина — Вера Игнатьевна (1889, Рига 1953, Москва), русский скульптор. Училась в Москве в школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1908 11), в студии И. И. Машкова (1911 12); в Париже – у Ф. Коларосси и А. Бурделя (1912 14). В 1915 16 гг. работала над оформлением …   Художественная энциклопедия

  • МУХИНА — (Екатерина Максимовна (? 1942) жена А. А. Мухина) (Музыка отдаленной шарманки) Посвящено Е. М. Мухиной Посв. Анн900 (163.2); <Е. М. Мухиной> Посв. Анн904 (207.3) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Мухина В. И. — МУ́ХИНА Вера Игнатьевна (1889–1953), скульптор, нар. худ. СССР (1943), действит. чл. АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909–12) и Париже (1912–14). В многочисл. портретных бюстах, созд. в годы войны ( Полковник Б. А. Юсупов ,… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»