Лесгафт

Лесгафт
I Ле́сгафт
        Петр Францевич [21.9(3.10).1837, Петербург, — 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в Петербурге], русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865 доктор медицины, с 1868 профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. В 1871 за выступление против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был уволен. Вернувшись в Петербург, занимался научной работой. В 1872—74 руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. В 1874—86 работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1877 основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1886—97 читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 была преобразована в Естественнонаучный институт им. Л. Созданные Л. в 1896 Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и др. странах вузов физической культуры; в 1919 на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования им. Л. (см. Ленинградский институт физической культуры).
         Как общественный деятель и учёный Л. сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х гг. 19 в. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В 1905—06 Л. открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, Л. считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания. Л. лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Л. основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Л. считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Л. придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Л. даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Л. стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических наук».
        
         Соч.: Собр. педагогических сочинений, т. 1—5, М., 1951—54; Избр. педагогические сочинения, т. 1—2, М., 1951—52.
        
         Лит.: Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб. статей. Под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; Шахвердов Г. Г., П. Ф. Лесгафт — создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию, в кн.: Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов. Под общ. ред. Н. И. Торопова, М. — П., 1949; его же, П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности, Л., 1950.
         Г. Г. Шахвердов.
        П. Ф. Лесгафт.
        П. Ф. Лесгафт.
II Ле́сгафт
        Эмилий Францевич (1870, Петербург, — 22.5.1922, Петроград), советский географ и педагог. Племянник П. Ф. Лесгафта. Окончил Петербургский университет (1892). С 1894 работал в Главной геофизической обсерватории по морской гидрологии и метеорологии. Автор книги «Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь» (1913). С 1907 читал лекции по географии в высших учебных заведениях Петербурга и преподавал в гимназиях. Им написано около 50 учебников по всем разделам школьного курса географии — общему землеведению, географии России, Европы и внеевропейских стран, многократно переиздававшихся с 1903 по 1927.
        
         Лит.: Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии, М., 1954; Шубаев Л. П., Эмилий Францевич Лесгафт, «Изв. Всес. Географического общества», 1972, т. 104, в. 4.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Лесгафт" в других словарях:

  • Лесгафт — Лесгафт, Пётр Францевич Основоположник научных основ физической культуры Петр Францевич Лесгафт Пётр Францевич Лесгафт (21 сентября …   Википедия

  • ЛЕСГАФТ — Петр Францевич (1837 1909), известный анатом и общественный деятель. Родился в Петербурге в буржуазной еврейской семье. Окончил Мед. хир. академию в 1861 г.; в том же году написал свою докторскую диссертацию «Ъб окончании продольных… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЛЕСГАФТ — Петр Францевич (1837 1909), российский врач и педагог, создатель системы физического воспитания. Рассматривал физическое упражнение как средство не только развития тела, но и умственного, нравственного, эстетического воспитания …   Современная энциклопедия

  • Лесгафт — Лесгафт, П. Ф. (1837 1909) выдающийся анатом педагог. Автор многочисленных работ по анатомии; много работал в области антропологии и физического воспитания детей. Основал в Петербурге биологическую лабораторию и при ней высшие педагогические… …   1000 биографий

  • ЛЕСГАФТ — Пётр Францевич (1837 1909), педагог, анатом и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно педагогического контроля в физической культуре в России. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Лесгафт — (Петр Францевич [Петрович]) ? современный анатом. Род. вПетербурге в 1837 г.; подготовительное образование получил дома и в 1856г. поступил в мед.хир. акд. Анатомией, под руководством проф. Грубера,стал заниматься еще студентом III курса; с 1861… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Лесгафт Петр Францевич — [21.9(3.10).1837, Петербург, 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в Петербурге], русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно педагогического контроля в физической культуре, один из… …   Большая советская энциклопедия

  • Лесгафт Пётр Францевич — (1837—1909), анатом, педагог; основатель научной системы физического воспитания, врачебного и педагогического контроля в физической культуре; один из основоположников отечественной анатомии. Родился в Петербурге. Окончил МХА (1861). С 1868… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Лесгафт Петр Францевич — Лесгафт, Петр Францевич анатом и выдающийся педагог (1837 1909). Окончил курс в медико хирургической академии, где занимался анатомией под руководством профессора Грубера . В 1865 г. доктор медицины за диссертацию Об окончании продольных мышечных …   Биографический словарь

  • Лесгафт, Петр Францевич (дополнение к статье) — анатом и педагог. Был приват доцентом анатомии в с. петербургском университете. После 1895 г. напечатал: "Основы теоретической анатомии" (ч. I, 2 изд., 1905); "Анатомия человека" (вып. I и II, 1895 1896; нем. перев., Лейпциг,… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»