Курбе

Курбе
(Courbet)
        Жан Дезире Гюстав (10.6.1819, Орнан, Франш-Конте, — 31.12.1877, Тур-де-Пейльц, Швейцария), французский живописец. Сын богатого фермера. С 1837 посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематического художественного образования не получил. Живя с 1839 в Париже, писал с натуры в частных ателье. Испытал влияние испанской и голландской живописи 17 в. Совершил поездки по Голландии (1847) и Бельгии (1851). Революционные события 1848, свидетелем которых был К., во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к Романтизму (серия автопортретов; «Влюблённые в деревне», 1844, Музей изящных искусств, Лион), К. полемически противопоставляет ему (как и академическому Классицизму) искусство нового типа, «позитивное» (выражение К. ), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит К. к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен («Послеобеденный отдых в Орнане», 1849, Музей изящных искусств, Лилль; «Похороны в Орнане», 1849, Лувр, Париж; «Деревенские барышни», 1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза (как в «Похоронах в Орнане») расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает К. искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные («Дробильщики камня», 1849, картина погибла, ранее — Картинная гал., Дрезден; «Веяльщицы», 1854). С подчёркнутой правдивостью изображает К. женщин из народа в картине«Купалыцицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Верный демократическим идеалам своей эпохи, К. придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине «Возвращение кюре с приходской конференции» (уничтожена, эскиз 1862 — Публичное художественное собрание, Базель) и в серии антиклерикальных рисунков (1863). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый в современной К. художественной критике (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»; 1854, Музей Фабра, Монпелье), где передан момент встречи гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, «Ателье» (1855, Лувр) — аллегорической композиции, в которой К. представил себя в окружении своих персонажей и своих друзей, и в его теоретических выступлениях (декларация «Реализм», 1855; речь на съезде художников в Антверпене, 1861). Избрав главным средством живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, К. постепенно уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 — начала 1850-х гг., высветляя и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для пейзажей К., в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины («Зимний пейзаж», 1867, Лувр; «Хижина в горах», около 1874, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), и для натюрмортов («Фрукты», 1871, Галлегея Танхаузер, Нью-Йорк). В поздних фигурных композициях К. (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности («Травля оленя», 1867, Метрополитен-музей; «Источник», 1868, Лувр).
         Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны (См. Вандомская колонна) и преследуемый реакционным правительством, в 1873 К. эмигрировал в Швейцарию.
        
         Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе, М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников, М., 1970; Zahar М., Courbet, P., 1950.
         В. А. Калмыков.
        «Похороны в Орнане». 1849. Лувр. Париж.
        «Похороны в Орнане». 1849. Лувр. Париж.
        «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»). 1854. Музей Фабра. Монпелье.
        «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!»). 1854. Музей Фабра. Монпелье.
        «Крестьяне Флаже, возвращающиеся с ярмарки». Музей изящных искусств. Безансон.
        «Крестьяне Флаже, возвращающиеся с ярмарки». Музей изящных искусств. Безансон.
        «Дробильщики камня». 1849. Картина не сохранилась. Прежде — Картинная галерея, Дрезден.
        «Дробильщики камня». 1849. Картина не сохранилась. Прежде — Картинная галерея, Дрезден.
        «Ателье» (фрагмент). 1855. Лувр. Париж.
        «Ателье» (фрагмент). 1855. Лувр. Париж.
        Г. Курбе. «Автопортрет с трубкой». 1846—47. Музей Фабра. Монпелье.
        Г. Курбе. «Автопортрет с трубкой». 1846—47. Музей Фабра. Монпелье.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Курбе" в других словарях:

  • курбе́т — курбет …   Русское словесное ударение

  • Курбе — (courbet) Гюстав (1819, Орнан, Франция – 1877, Тур де Пейльц, Швейцария), французский живописец, скульптор и график, один из основоположников реализма. Родился в семье богатого фермера. В 1837 г. поступил в Королевский колледж в Безансоне,… …   Художественная энциклопедия

  • Курбе Г. — Курбе, Гюстав Гюстав Курбе. Фотография Надара Имя при рождении: Жан Дезире Гюстав Курбе Дата рождения: 10 июня 1819(18190610) …   Википедия

  • Курбе — Курбе, Амедей Анатоль Проспер Связать? Амедей Анатоль Проспер Курбе (фр. Amédée Anatole Prosper Courbet; 1827 1885) французский адмирал. Был губернатором …   Википедия

  • Курбе — (Гюстав Сourbet) французский пейзажист, жанрист и портретист.Род. в 1819 г., в Орнане. Склонность к искусству привела его, в 1839 г.,в Париж, где он занимался во многих мастерских, долее всего у Штейбена,Ог. Геска и Давида Анжерского. С первого… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Курбе — прізвище …   Орфографічний словник української мови

  • Курбе — КУРБЕ, франц. адм лъ, род. въ 1827 г. Извѣстенъ своими заслугами при завоеваніи Кохинхины и въ войнѣ съ Китаемъ. Дѣят сть К. на Дальн. Востокѣ началась въ 1883 г., съ назначеніемъ его, въ чинѣ к. адм., нач комъ отряда франц. судовъ у берег.… …   Военная энциклопедия

  • Курбе — Гюстав (Courbet, Gustave) 1819, Орнан 1877, Ла Тур де Пельс, Швейцария. Французский живописец, график, скульптор. Происходил из семьи зажиточного фермера. Первые уроки живописи получил в Орнане, затем в Художественной школе Безансона у местных… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Курбе Жан Дезире Гюстав —         (Courbet) (1819 1877), французский живописец, график, скульптор, общественный деятель. Представитель и теоретик реализма. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. Демократическую… …   Художественная энциклопедия

  • Курбе Гюстав — (Courbet) (1819 1877), французский живописец. Отстаивал принципы реализма, стремился раскрыть скрытую поэзию, художественную значительность повседневной жизни («Похороны в Орнане», 1849). Произведения Курбе отличаются монументальной статичностью… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»