Гончаров

Гончаров
I Гончаро́в
        Андрей Александрович (р. 2.1.1918, село Синицы Московской области), советский режиссёр, народный артист СССР (1977). Член КПСС с 1943. В 1941 окончил ГИТИС. Работал в 1-м фронтовом театре ВТО, Московском театре Сатиры (1944—51), Московском театре им. Ермоловой (1951—56). В 1958—67 главный режиссёр Московского драматического театра, с 1967 — Московского театра им. Маяковского. Среди спектаклей: «Женитьба Белугина» Островского и Соловьева (1945), «Европейская хроника» Арбузова (1953), «Бег» Булгакова (1966, 1978), «Дети Ванюшина» Найденова (1969), «Мария» Салынского (1970), «Человек из Ламанчи» Вассермана и Дэриона (1972), «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» Островского (1974), «Да здравствует королева, виват!» Болта (1977) и др. С 1962 преподаёт в ГИТИСе (с 1966 профессор). Государственная премия СССР (1977), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1972).
II Гончаро́в
        Андрей Дмитриевич [р. 9(22).7.1903, Москва], советский график, главным образом художник книги, заслуженный деятель искусств РСФСР {1969). Учился в Москве в частных студиях и Государственных свободных художественных мастерских — Вхутеине (1918—27) у И. И. Машкова, А. В. Шевченко и В. А. Фаворского (См. Фаворский). Один из основателей ОСТ (1925). В 1943—45 работал в журнале «Фронтовой юмор». Преподаёт в Московском полиграфическом институте (1930—34 и с 1948, профессор с 1958). Для графики Г. (преимущественно ксилографии) характерны тесная взаимосвязь всех элементов оформления книги (иллюстрация, заставки (См. Заставка), концовки (См. Концовка) и пр.), напряжённая эмоциональность и глубокое соответствие зрительного образа идейно-образному строю литературного произведения, сочность чёрных и белых тонов (иллюстрации к «Приключениям Перигрина Пикля» Смоллетта, изданы в 1934—35 и 1955, произведениям Шекспира, изданы в 1953—64, «Двенадцати» Блока, изданы в 1966). Работает также как живописец-станковист (главным образом портреты), монументалист, художник театра.
         Соч.: Об искусстве графики, М., 1960; Художник и книга, М., 1964.
         Лит.: Холодовская М. З., Андрей Гончаров, М., 1961.
        А. Д. Гончаров. Шмуцтитул к «Избранной лирике» Петрарки. Гравюра на дереве. 1952.
        А. Д. Гончаров. Шмуцтитул к «Избранной лирике» Петрарки. Гравюра на дереве. 1952.
III Гончаро́в
        Иван Александрович [6(18).6.1812, Симбирск, — 15(27).9.1891, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822—30). Окончил словесное отделение Московского университета (1831—34). В 30-е гг. сблизился с семьей академика живописи Н. А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье («Подснежник» и «Лунные ночи»), Г. поместил анонимно первые сочинения («Лихая болесть», 1838, «Счастливая ошибка», 1839). Первые стихотворные опыты Г. были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк «Иван Саввич Поджабрин» (1842, опубликован 1848). В 1846 Г. познакомился с В. Г. Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубликован первый роман Г. «Обыкновенная история». Белинский отметил в нём «...страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!» (Полн. собр. соч., т. 12, 1956, с. 352). В 1852—54 Г. участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат “Паллада”» (отдельное издание 1858). В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии. С 1856 Г. стал цензором, затем главным редактором официозной газеты «Северная почта» (1862— 1863), членом совета по делам печати.
         Второй роман Г. «Обломов» (1859) выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова — типичный характер, порожденный отсталостью русской жизни, психологией косности и паразитического существования. В последнем романе «Обрыв» (1869), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение «старой правды», с другой — сказалось предвзятое отношение к «нигилизму» (образ Марка Волохова) и стремление найти положительное начало в помещичьей среде (образ бабушки). В последние годы жизни Г. написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи. В лучшей своей статье «Мильон терзаний» Г. дал тонкую оценку «Горя от ума» А. С. Грибоедова и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Г. о собственных сочинениях: «Предисловие к роману “Обрыв”» (1869, опубл. 1938), «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”» (1876, опубл. 1895), «Лучше поздно, чем никогда» (опубл. 1879).
         Г. вошёл в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40—60-х гг. 19 в. Три романа Г. объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни. Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв») так же, как Петр Адуев — Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Г. в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, которые он распознал ещё в первом романе (в образе Петра Адуева). Художественно совершенны женские образы, созданные Г.; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека. Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история»), Ольги («Обломов») и Веры («Обрыв»), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии. В «Обыкновенной истории», по словам самого Г., показана «ломка старых понятий и нравов — сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности», необходимость дела «в борьбе со всероссийским застоем». В «Обломове» центр тяжести перенесён на обличение крепостнической усадьбы как источника помещичьего паразитизма. В основе романа «Обрыв» — пробуждение «потенциального обломовца» (Райский) и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов).
         В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Г. как «...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его...» (Собр. соч., т. 4, 1962, с. 310). В. И. Ленин часто пользовался понятием обломовщины, видя в ней воплощение патриархальности, отсталости, паразитизма, лени и инертности.
         Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1899; Собр. соч., т. 1—8, М., 1952—55; Собр. соч., т. 1—6, М., 1959—60; Повести и очерки, Л., 1937; Литературно-критические статьи и письма, Л., 1938.
         Лит.: Белинский В. Г., Взгляд на русскую литературу 1847 г., Полн. собр. соч., т. 10, М., 1955; Добролюбов Н. А., Что такое обломовщина?, Собр. соч., т. 2, М., 1952; Цейтлин А. Г., И. А. Гончаров, М., 1950; Рыбасов А. П., И. А. Гончаров, [М.], 1957; Пруцков Н. И., Мастерство Гончарова-романиста, М. — Л., 1962; И. А. Гончаров в русской критике, М., 1958; Алексеев А. Д., Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова, М. — Л., 1960; Пиксанов Н. К., Мастер критического реализма И. А. Гончаров, Л., 1952; его же, Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории, Л., 1968; И. А. Гончаров в воспоминаниях современников, Л., 1969; История русской литературы XIX в., Библиографический указатель, М. — Л., 1962; Алексеев А, Д., Библиография И. А. Гончарова (1832—1964), Л., 1968.
         Г. П. Пирогов.
        И. А. Гончаров. «Обломов» (Москва, 1936). Илл. С. Шор.
        И. А. Гончаров. «Обломов» (Москва, 1936). Илл. С. Шор.
        И. А. Гончаров. «Обыкновенная история». Сцена из спектакля московского театра «Современник». 1966.
        И. А. Гончаров. «Обыкновенная история». Сцена из спектакля московского театра «Современник». 1966.
        И. А. Гончаров.
        И. А. Гончаров.
IV Гончаро́в
        Леонид Егорович [19.2(3.3).1885, Кронштадт, — 25.5.1948, Ленинград], советский учёный, специалист по тактике ВМФ, вице-адмирал (1940), доктор военно-морских наук (1941), профессор (1927), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944). В 1903 окончил Морской корпус. Служил на Балтийском флоте. Участвовал в русско-японской войне на крейсере «Рион». Окончил Артиллерийский офицерский класс (1909) и Морскую академию (1912), преподавал в академии. Участник 1-й мировой войны 1914—18, служил в штабе Балтийского флота, командовал эсминцем, капитан 1-го ранга (1917). С июля 1917 начальник отдела Морского Генштаба. С 1918 профессор Морской академии. В 1920 начальник соединённых классов комсостава флота, начальник отдела (с 1923 кафедры) оружия Морской академии. С 1930 начальник кафедры тактических свойств боевых средств. Автор трудов по боевым средствам, различным видам оружия. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями.
         В. А. Белли.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Гончаров" в других словарях:

  • Гончаров — Иван Александрович (1812 1891) знаменитый русский писатель. Р. в богатой купеческой семье, в Симбирске. В 1831 поступил в Московский университет, в 1834 его окончил и начал службу в канцелярии симбирского губернатора. С 1835 служил в Министерстве …   Литературная энциклопедия

  • Гончаров И.А. — Гончаров И.А. Гончаров Иван Александрович (1812 1891) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Гончаров И.А. биография • Литература язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. • Глупая красота не… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Гончаров — Гончаров. 2. употр. при восклицании в знач. вот (см. вот во 2 знач.). Ай, конь хваленый! то то диво! Крылов. То то было радости! Салтыков Щедрин. То то дядюшка! То то отец родной! Фонвизин. Б То же в знач. поэтому то, вот почему. То то я заметила …   Толковый словарь Ушакова

  • Гончаров — Гончаров, Иван Александрович Гончаров, Леонид Георгиевич …   Морской биографический словарь

  • ГОНЧАРОВ — Андрей Александрович (родился в 1918), режиссер, педагог. С 1958 главный режиссер Московского драматического театра, с 1967 Московского театра имени Владимира Маяковского. Для Гончарова характерны яркая, энергичная режиссура, стремление к… …   Современная энциклопедия

  • Гончаров — Гончаров: Гончаров, Андрей Александрович (1918 2001)  режиссёр Гончаров, Андрей Дмитриевич (1903 1979)  художник график Гончаров, Борис Прокопьевич (род. 1934)  литературовед Гончаров, Валерий Владимирович (род. 1977) … …   Википедия

  • ГОНЧАРОВ — 1. ГОНЧАРОВ Андрей Александрович (род. 1918), режиссёр, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). Работал (с 1942) в Московском театре сатиры, Московском театре им. М. Н. Ермоловой. С 1958 главный режиссёр Московского… …   Русская история

  • ГОНЧАРОВ — [Гончар, Ганчар] Иосиф Семенович (3.11.1796 (1793?), сел. Сарикёй (тур. Сарыкёй), Добруджа, ныне Румыния 1879 (1880?), г. Хвалынск Саратовской губ.), атаман некрасовцев, старообрядческий деятель, способствовал учреждению Белокриницкой иерархии.… …   Православная энциклопедия

  • Гончаров — Иван Александрович (1812– 1891) выдающийся русский писатель. Родился в Симбирске (ныне Ульяновск) в семье зажиточного купца. После окончания словесного отделения Московского университета поступает в качестве переводчика на службу в департамент… …   Вся Япония

  • Гончаров Ив. Ал.-др. — ГОНЧАРОВ Ив. Ал. др. (1812 91) писатель. Род. в Симбирске в купеч. семье. Окончил словесный ф т Моск. ун та (1834) Служил чиновником на родине, затем в С. Петербурге. С 1835 сблизился с семьей художника Н. А. Майкова, был дом. учителем его детей… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»