Верди

Верди
(Verdi)
        Джузеппе (10.10.1813, Ронколе, провинция Парма, — 27.1.1901, Милан), итальянский композитор. Сын трактирщика. С 7 лет учился музыке у местного органиста, в 12 лет был церковным органистом. Первые опыты в области композиции относятся к 1828 (увертюры, марши для духового оркестра, фортепьянные пьесы). В 1832 пытался поступить в Миланскую консерваторию, но не был принят по возрасту. Занимался у дирижёра и композитора В. Лавиньи. В 1833 дирижёр городского духового оркестра, в 1836 возглавлял филармоническое общество в Буссето. В 1839 в Милане поставлена первая опера В. — «Оберто, граф Бонифачо», тепло принятая публикой. Следующая опера — «Король на час, или Мнимый Станислав» (1840) не имела успеха. Известность В. принесли оперы «Набукко» («Навуходоносор», 1841, постановка 1842) и «Ломбардцы в крестовом походе» (1842, постановка 1843; французская редакция — «Иерусалим», 1847). Проникнутые героико-революционным пафосом, эти оперы встретили восторженный приём в Италии, стремившейся сбросить иго австрийских поработителей. В операх В. слушатели улавливали намёки на современные политические события, зачастую спектакли сопровождались политическими манифестациями. В 1842—49 В. создаёт 13 опер, в том числе «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846), «Макбет» (1847), «Битва при Леньяно» (1849), «Луиза Миллер» (1849). Патриотические настроения В. нашли отражение также в гимне «Звучи, труба», написанном во время Революции 1848 по предложению Дж. Мадзини (на текст Г. Мамели). Мировое признание получили оперы, созданные В. в 50-е гг. 19 в.: «Риголетто» (1851, по драме В. Гюго «Король забавляется»), «Трубадур» (1852, постановка 1853), «Травиата» (1853, по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями»). В этих операх романтические тенденции уступают место яркому реализму, углублённому психологизму. В центре внимания композитора судьбы простых людей (Виолетта, Риголетто, Азучена), социальное неравенство, сословные предрассудки. Зачастую реалистическое искусство В. принимает острую критическую направленность. В операх 50— 60-х гг. В., в связи с ростом национально-освободительного движения, вновь обращается к историко-героическим сюжетам, связывая воедино личную драму героев с общественно-политическими событиями: «Сицилийская вечерня» (1854, постановка 1855), «Симон Бокканегра» (1857, 2-я редакция 1881), «Бал-маскарад» (1859). В 1862 по заказу петербургского Мариинского театра написал оперу «Сила судьбы» (2-я редакция 1869). В связи с постановкой оперы В. дважды посетил Россию (1861, 1862). В 1866 работал для парижского театра «Гранд-Опера» над оперой «Дон Карлос» (постановка 1867, 2-я редакция — итальянское либретто, 1884). В 1870 по заказу из Египта В. создал оперу «Аида» (постановка 1871, Каир), являющуюся одной из вершин итальянского оперного искусства. Пышная восточная экзотика, торжественные марши и шествия, придающие опере характер блестящего, помпезного спектакля, сочетаются в ней с глубоким психологизмом (тонко разработаны характеристики главных героев). В последующие 15 лет В. не обращался к оперному жанру, написал «Реквием» (1874) памяти итальянского писателя А. Мандзони, несколько вокальных произведений. Шедевром реалистического искусства является опера «Отелло» (1886, постановка 1887) — высокий образец психологической музыкальной драмы, одно из величайших творений мировой музыкальной классики. Последняя опера В. «Фальстаф» (по комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы», 1892, постановка 1893) — остроумная, искромётная комическая опера в жанре итальянской оперы-буфф.
         В историю музыки В. вошёл как реформатор оперного искусства, крупнейший композитор-реалист. Идейно-художественное богатство, гуманистическая направленность творчества, связь с национально-демократической культурой Италии обусловили непреходящее историческое значение В., сделали его оперы популярными во всём мире. Основываясь на принципах итальянского Бельканто, В. насыщает вокальную мелодику своих опер ярким драматизмом, героическими интонациями. Композитор значительно изменил характер и структуру традиционной итальянской оперы. Стремясь к слиянию песенно-ариозных и декламационных принципов, он создал свой «смешанный» вокальный стиль, послуживший основанием для свободных форм монолога и диалога в опере. Важнейшим звеном драматургического развития становятся у В. большие вокальные сцены. В лучших операх В. существенную драматургическую нагрузку несёт оркестр, однако, для композитора незыблем приоритет вокального начала. «Голос и мелодия, — говорил В., — для меня всегда будут самым главным».
         В. написал 26 опер (6 из них в 2 редакциях); кантаты, в том числе «Гимн наций» (1862); духовые сочинения, в том числе Те Deum (1896), Stabat Mater (1897); струнный квартет (1873); вокальные ансамбли, романсы, песни и др.
         Соч.: Избранные письма, пер. и вступ. статья А. Бушен, М., 1959.
         Лит.: Соловцова Л., Джузеппе Верди, М., 1966; Нюренберг М., Джузеппе Верди. 1813—1901, 2 изд., Л., 1968;. Cherbuliez A. Е. A., Giuseppe Verdi. Leben und Werk. Z., 1949; Gatti C., Verdi, 2 ed.. Mil.,1951: Abbiati F.. Verdi, v. 1—4, Mil., 1959.
        Дж. Верди.
        Дж. Верди.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Верди" в других словарях:

  • верди́кт — вердикт …   Русское словесное ударение

  • Верди — Верди, Джузеппе Джузеппе Верди Giuseppe Verdi Джованни Больдини. Джузеппе Верди. 1886 Основная информац …   Википедия

  • Верди — (Giuseppe Verdi), знаменитый итальянский композитор, родилсяв 1813 г. Муниципалитет родного города В., Буссето, и одно частное лицо,видя в Верди крупные музыкальные задатки, дали ему средства ехать вМилан, чтобы поступить в консерваторию. Он не… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Верди В. — ВЕРДИ́ (Verdy) Виолет [наст. имя и фам. – Нелли Гийерм (Guillerm)] (р. 1.12.1933, Пон л Аббе, Франция), франц. артистка. Училась в Париже у мадам Рузан, затем у В. Гзовского. В 1945–49 в труппе Балет Елисейских полей. В 1951–57… …   Балет. Энциклопедия

  • Верди Д. — Джузеппе Верди Giuseppe Verdi Джованни Больдини. Джузеппе Верди. 1886 Дата рождения 10 октября 1813 Место рождения Ронкола, близ Буссето Дата смерти …   Википедия

  • Верди Д. Ф. Ф. —         (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10 X 1813, Ронколе, пров. Парма 27 I 1901, Милан) итал. композитор. Род. в семье крестьянина трактирщика. Занимался у деревенского органиста П. Байстрокки, позже в Буссето у Ф. Провези.         С 15… …   Музыкальная энциклопедия

  • Верди — (Giuseppe Verdi) знаменитый итальянский композитор, родился в 1813 г. Муниципалитет родного города В., Буссето, и одно частное лицо, видя в Верди крупные музыкальные задатки, дали ему средства ехать в Милан, чтобы поступить в консерваторию. Он не …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВЕРДИ — (Verdi), Джузеппе, род. 9 окт. 1813 (не 1814) в Ронколе, деревне близ Буссето (Парма), ум. 14 янв. 1901 в Милане. Отец В. был трактирщиком в Буссето; субсидия от города и помощь состоятельного частного лица Барацци дали возможность мальчику… …   Музыкальный словарь Римана

  • Верди Ф. — ВÉРДИ (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10.10.1813, Ронколе, пров. Парма, – 27.1.1901, Милан), итал. композитор. Учился у Ф. Провези, В. Лавиньи. Один из крупнейших оперных композиторов 19 в., В. часто включал в партитуры опер… …   Балет. Энциклопедия

  • Верди Джузеппе — Верди (Verdi) Джузеппе (10.10.1813, Ронколе, провинция Парма, ‒ 27.1.1901, Милан), итальянский композитор. Сын трактирщика. С 7 лет учился музыке у местного органиста, в 12 лет был церковным органистом. Первые опыты в области композиции относятся …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»