Ватто

Ватто
(Watteau)
        Антуан (Жан Антуан) (крещен 10.10.1684, Валансьенн, французская Фландрия, — 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. Около 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном способствовало развитию интереса В. к театру и декоративному искусству. В Люксембургском дворце В. изучал картины П. П. Рубенса, чьё наследие на рубеже 17—18 вв. способствовало освобождению французской художественной школы от догм академизма, насаждавшихся в 17 в. Ш. Лебреном. В 1717 В. получил звание академика за большую картину «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж). В 1719—20 посетил Англию.
         Творческие устремления В. положили начало новому этапу в развитии французской живописи, графики и декоративного искусства. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 в., В. обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов — театральные сцены и «галантные празднества». Важную роль в творческом методе В. играло поэтическое воображение; внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя. В. впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Персонажи картин В. — постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. В лирических сценах В., чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в различных вариациях общую лирическую тему. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков.
         Расцвет творчества В. был непродолжителен. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). В. не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (1717), а в последние годы — к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720).
         Поэтическое очарование отличает и рисунки В., выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены разнообразные типы французского общества, переданы тончайшие оттенки эмоций; лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают нюансы пластической формы, движение света, впечатление воздушной среды.
         Творчество В. открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства Рококо, в развитии которого наследие В. (особенно его орнаментальные панно) сыграло важную роль.
        
         Лит.: Алпатов М. В., Ватто, в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, 2 изд., М., 1963; Чегодаев А. Д., Антуан Ватто, М., 1963; Немилова И. С., Ватто и его произведения в Эрмитаже, Л., 1964; Adhémar Н., Watteau, sa vie—son oeuvre, P., 1950; Parker K. T., Matheу J., Antoine Watteau. Catalogue complet de son oeuvre dessiné, v. 1—2, P., 1957.
         Ю. К. Золотов.
        А. Ватто.
        А. Ватто.
        «Жиль». Около 1719—21. Лувр. Париж.
        «Жиль». Около 1719—21. Лувр. Париж.
        «Общество в парке». Около 1717—18. Картинная галерея. Дрезден.
        «Общество в парке». Около 1717—18. Картинная галерея. Дрезден.
        «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена». 1720. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Ватто" в других словарях:

  • Ватто — (watteau) Антуан (1684, Валансьенн – 1721, Ножан сюр Марн, близ Парижа), французский живописец и график, представитель стиля рококо. Сын кровельщика. В юности копировал картины фламандских художников. Ок. 1702 г. приехал в Париж, где учился у… …   Художественная энциклопедия

  • ватто — нескл. Watteau. Вероятно от имени фр. художника Антуана Ватто (1684 1721). Складки ватто на спине. Мягкие складки на спине платья, идущие от горловины до пола. СТИТ 1983 4 32. Одной из характерных деталей костюма тех лет складка Ватто особый… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Ватто — (Watteau)  фамилия. Семья французских художников Ватто, Антуан (1684 1721)  художник, самый известный из семьи. Его брат Ноэль Жозеф Ватто (Noël Joseph Watteau, 1689 1756): его сын Ватто, Луи Жозеф (1731 1798)  художник; его сын… …   Википедия

  • ВАТТО — французский художник конца XVII и начала XVIII в. изображавший на своих картинах все изящное, изысканное и между проч. такие костюмы, которым подражала мода. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ватто — (Жан Антуан Watteau) французский живописец (1684 1721). Родего живописи определен был академией художеств, куда он был принят в1717 г., как живописец de fetes galantes. Он родился в Валансьенне; отецего был работник и подрядчик. В. с самых юных… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Ватто — прізвище …   Орфографічний словник української мови

  • Ватто А. — Антуан Ватто Портрет Ватто работы Розальбы Карьеры Имя при рождении: Jean Antoine Watteau Дата рождения: 10 октября 1684 Место рождения …   Википедия

  • Ватто — Жан Антуан (Watteau, Jean Antoine) 1684, Валансьен 1721, Ножан сюр Марн. Французский живописец, рисовальщик и гравер. Ватто принадлежит к числу самых любимых художников в мировой истории искусства. Это не значит, что Ватто был баловнем судьбы,… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ВАТТО — (Антуан В. (1684 1721) – франц. живописец) Как жизнь, как жемчужную шутку Ватто, Умеют обнять табакеркою. (об обывателях) П917 (I,166.1) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • ВАТТО Антуан — ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684 1721), французский живописец и рисовальщик. Родился в Валансьенне в 1684. В 1698 1701 Ватто учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»