Васнецов

Васнецов
I Васнецо́в
        Аполлинарий Михайлович [25.7(6.8).1856, с. Рябово, ныне Кировской области, — 23.1.1933, Москва], русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (См. Передвижники) (с 1899), один из организаторов «Союза русских художников» (См. Союз русских художников) (1903). С 1900 — академик петербургской АХ. Автор эпических пейзажных полотен («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895, — все в Третьяковской галерее). С 1890-х гг. обратился к историческому пейзажу и создал большое число архитектурных пейзажей древней Москвы, сочетающих археологическую точность с большой поэтичностью («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, Русский музей; «Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925, Музей истории и реконструкции Москвы). Выполнил эскизы к театральным постановкам («Хованщина» Мусоргского, 1897, в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; «Сказание о невидимом граде Китеже...» Римского-Корсакова, 1907, в Мариинском театре). В 1901—18 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В Москве имеется мемориальная квартира-музей художника.
         Соч.: Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи, М., 1908; Облик старой Москвы, в кн.: Грабарь И.[и др.]. История русского искусства, т. 2, М., [1910—11], гл. XIV, c.225—50.
         Лит.: Беспалова Л., А. М. Васнецов. 1856—1933, М., 1956; А. Васнецов. К столетию со дня рождения, М., 1957.
        A. М. Васнецов.
        A. М. Васнецов.
II Васнецо́в
        Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, — 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—68) у И. Н. Крамского (См. Крамской) и в АХ (1868—75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников (См. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий («Народная азбука» Столпянского, издавалась в 1867; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян В. с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, — обе в Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, В. стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. В. создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881—98), исполненные веры в богатырские силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи В. 1880—1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам В., — пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, — оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 — начале 20 вв. Пейзажные фоны произведений В. на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883—85 В. выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885—96 — большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «Модерн». В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба — в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время В. продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917—26; обе картины — в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
         Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848—1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.
        В. М. Васнецов.
        В. М. Васнецов.
        В. М. Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876. Третьяковская галерея. Москва.
        В. М. Васнецов. «С квартиры на квартиру». 1876. Третьяковская галерея. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Васнецов" в других словарях:

  • Васнецов — Васнецов: Васнецов, Александр Михайлович (1861 1927)  русский фольклорист; брат художников А. М. Васнецова и В. М. Васнецова. Васнецов, Андрей Владимирович (1924 2009)  советский художник монументалист. Васнецов,… …   Википедия

  • Васнецов — Автор Аленушки и Ивана царевича на Сером волке , художник В. М. Васнецов писал: Происхождение моей фамилии совершенно русское как и я сам. Жилбыл в старые годы в нашей стороне Василий. По обычному сокращению Вася. Дети его и вообще домочадцы и… …   Русские фамилии

  • ВАСНЕЦОВ — Юрий Алексеевич (1900 1973), график, народный художник РСФСР (1966). Красочные, проникнутые духом русского фольклора иллюстрации к детским книгам ( Ладушки , Радуга дуга ) и эстампы. Государственная премия СССР (1971). Источник: Энциклопедия… …   Русская история

  • Васнецов Ю. — Васнецов, Юрий Алексеевич Юрий Алексеевич Васнецов (22 марта (4 апреля) 1900, деревня близ Вятки 3 мая 1973, Ленинград) русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Родился в семье священника. Дальний… …   Википедия

  • Васнецов Ю. А. — Васнецов, Юрий Алексеевич Юрий Алексеевич Васнецов (22 марта (4 апреля) 1900, деревня близ Вятки 3 мая 1973, Ленинград) русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Родился в семье священника. Дальний… …   Википедия

  • Васнецов — Виктор Михайлович живописец, род. в 1848 г., воспитывалсяв вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп.академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи врисовании и за этюды с натуры две малые и одну… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Васнецов В. — Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения …   Википедия

  • Васнецов В. М. — Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения …   Википедия

  • Васнецов В.М. — Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения …   Википедия

  • Васнецов — 1. Аполлинарий Михайлович (1856, село Рябово Вятской области – 1933, Москва), русский живописец и график, театральный декоратор, историк искусства. Родился в семье священника. Учился живописи у старшего брата В. М. Васнецова. В 1872 г., окончив… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»