Бернини

Бернини
(Bernini)
        Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, — 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца — скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера римского и всего итальянского Барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657—66, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Б. живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, Стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию («Экстаз святой Терезы», мрамор, 1644—52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
         Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622—25,— в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Постепенно в портретах Б. усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Б. в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Б. создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639—46).
         Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Б. начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624—33); полностью особенности его манеры проявились в 1650—60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Б. торжественность и величавость. Главное творение Б. — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657—63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Б. часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Б. сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны — Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648—51, и др.). Творчество Б., поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17—18 вв.
         Лит.: Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957; Аркин Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961; Pane R., Bernini architetto, Venezia, 1953; Wittkower R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L., 1955.
         О. В. Мамонтова.
        Бернини. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657—63.
        Бернини. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657—63.
        Бернини. «Давид». Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим.
        Бернини. «Давид». Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим.
        Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644—52. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория. Рим.
        Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644—52. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория. Рим.
        Бернини. Площадь св. Петра в Риме. 1657—63.
        Бернини. Площадь св. Петра в Риме. 1657—63.
        Л. Бернини. Автопортрет.Терракота. Эрмитаж. Ленинград.
        Л. Бернини. Автопортрет.Терракота. Эрмитаж. Ленинград.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Бернини" в других словарях:

  • Бернини — Бернини, Джованни Лоренцо Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 …   Википедия

  • БЕРНИНИ — (Bernini) Лоренцо (1598 1680), итальянский архитектор и скульптор. Представитель барокко. Архитектурные произведения (колоннада площади собора Святого Петра в Риме, 1657 63) отличаются пространственным размахом, динамикой форм, скульптура… …   Современная энциклопедия

  • Бернини — (Джовани Лоренцо Bernini) знаменитый итальянский скульптор.художник и архитектор, род. в 1598 в Неаполе, очень рано проявил большойскульптурный талант его первая работа, голова ребенка (мрамор),относится к 1608 г. и восемнадцати лет создал… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Бернини — (bernini) Джованни Лоренцо (1598, Неаполь – 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель стиля барокко. Учился у отца, П. Бернини, известного скульптора. Испытал влияние живописи болонской школы, а также скульптуры… …   Художественная энциклопедия

  • Бернини Д. Л. — Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия

  • Бернини Д. — Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия

  • БЕРНИНИ — Собор ап. Петра в риме Собор ап. Петра в риме [итал. Bernini] Джованни Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, Италия 28.11.1680, Рим), итал. скульптор, архитектор и живописец стиля барокко. Учился у отца, Пьетро Бернини, живописца и скульптора, близкого… …   Православная энциклопедия

  • Бернини Джованни (Джан) Лоренцо —         (Bernini) (1598 1680), итальянский архитектор и скульптор. Крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами,… …   Художественная энциклопедия

  • Бернини (значения) — Бернини фамилия. Известные носители: Джованни Лоренцо Бернини (1598 1680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко. Сын Пьетро Бернини. Пьетро Бернини (1562 1629) итальянский скульптор. Отец… …   Википедия

  • Бернини Джованни (Джан) Лоренцо — Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, ‒ 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца ‒ скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко,… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»