Баженов

Баженов
I Баже́нов
        Александр Николаевич [23.8(4.9).1835, Городищи Пензенской губернии, — 30.9(12.10).1867, Москва], русский театральный критик и переводчик. Окончил словесное отделение Московского университета (1859). Регулярно помещал статьи и рецензии о московском театре в петербургских (с 1859) и московских (с 1861) периодических изданиях. В 1864 основал в Москве и до конца жизни редактировал театральную газету «Антракт». Б. боролся за очищение русской сцены от переводной буржуазной мелодрамы и утверждение на ней лучших пьес русской драматургии и высокой классики (особенно произведений У. Шекспира). Работы Б. касались различных сторон театрального дела, однако в центре внимания критика всегда был актёр (разборы игры А. Е. Мартынова, П. М. Садовского, С. В. Шумского, В. И. Живокини, В. В. Самойлова, Г. Н. Федотовой и др.). Б. переводил и публиковал работы Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Аристотеля, Г. Гервинуса и других авторов о театре. Деятельность Б. способствовала повышению общей культуры русского театра.
         Соч.: Сочинения и переводы А. Н. Баженова, тт. 1—2, М., 1869.
         Лит.: Кугель А., Два критика, в его кн.: Театральные портреты, Л.—М., 1967; Зилов М., Александр Баженов и его «Антракт», «Театр», 1965, № 2.
II Баже́нов
        Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным — Москва), — 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753—55) и в Московском университете (1755); в Петербурге — у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758—60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской АХ — в Школе изящных искусств в Париже (1760—62) у Ш. де Вайи. В 1762—64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.
         Б. первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767—75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель — в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Б. тяжёлым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Б. удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784—86; ныне старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (См. Библиотека СССР имени В. И. Ленина)). Б. перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. и впервые проявившееся у Б. в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774—75, известны по рисункам М. Ф. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775—85), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782—89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792—96; строили в 1797—1800 В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Б. всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы. Б. одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Б. был издан русский перевод Витрувия (См. Витрувий). Б. — создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров.
         Соч.: Краткое рассуждение о Кремлёвском строе нии (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26, бумаги Баженова Каржавина); Слово на заложение Кремлёвского дворца, в кн.: Сумароков А. С., Полн. собр. всех соч., ч. 2, 2 изд., М., 1787; Мнения... о Кремлёвской перестройке, в кн.: Архитектурный архив, в. 1, М 1946, с. 119—121.
         Лит.: Михайлов А.И., Баженов, М., 1951; Ильин М. А. , Баженов, М., 1954; История русского искусства, М., 1961, с. 85-129.
         И. М. Глозман, О. В. Мамонтова.
        В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.
        В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.
        В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.
        В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.
        В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767—75. План. Исторический музей. Москва.
        В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767—75. План. Исторический музей. Москва.
        В. И. Баженов.
        В. И. Баженов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Баженов" в других словарях:

  • БАЖЕНОВ — Василий Иванович (1737 или 1738 1799), архитектор. Один из основоположников русского классицизма. Грандиозный проект реконструкции Кремля (начат в 1773, не осуществлён), романтический неоготический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова …   Русская история

  • Баженов — (Василий Иван.) художник архитектор, сын церковника однойиз придворных кремлевских церквей, воспитанник И. А. Х. с основания ее ипервый ее пенсионер отправленный заграницу. Род. и марта 1737 г. вМоскве и умер в Спб. 2 авг. 1799 г., в должности… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • БАЖЕНОВ — БАЖЕНОВ, Николай Николаевич (1857 1923), профессор психиатр; в 1881 г. окончил мед. фак т Московского ун та и поступил сверхштатным ординатором Преображенской психиатрической больницы в Москве. Будучи молодым врачом, Б. был арестован по политич.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • БАЖЕНОВ — Василий Иванович (1737 или 1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект дворца Московского Кремля (1767 1775, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль в Царицыне (1775 85, осуществлен частично),… …   Современная энциклопедия

  • Баженов — Баженов  русская фамилия: Баженовы  дворянский род. Персоналии Баженов, Александр (писатель) (1787 1862)  востоковед, писатель, член корреспондент Санкт Петербургской академии наук (c 1838). Баженов, Александр Алексеевич (Бажанов;… …   Википедия

  • Баженов —    Василий Иванович (1737 1799) великий русский зодчий, основоположник русской архитектурной классики. Ученик архитектурной команды Д. В. Ухтомского, Баженов занимался затем в Петербургской Академии художеств, где его преподавателем был С. И.… …   Архитектурный словарь

  • Баженов — Василий Иванович [1737 или 1738, село Дольское, близ Малоярославца (по др. данным – Москва) – 1799, Санкт Петербург], русский архитектор, график, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Первоначально… …   Художественная энциклопедия

  • Баженов — БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИН Бажан и Бажен чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих: желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами… …   Русские фамилии

  • Баженов, А. А. — кавказск герой, генер. лейт. † 1878 г., дек. Дополнение: Баженов, Александр Алексеевич, ген. майор, герой Кавказск. войны; р. 1818 г.; † 22 ноября 1878 г. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • БАЖЕНОВ — Иван Васильевич (1855  ок. 1920), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Тверской губ. в семье священника. В 1881 окончил Каз.ДА, преподавал Свящ. Писание и евр. язык в Костромской ДС. Основные работы Б. относятся к церк.  историч. области. Его… …   Библиологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»