- Школа (учебно-воспитат. заведение)
- Школа, учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения, а также взрослых и работающей молодёжи. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует Ш., она является государственной, муниципальной (органов местного самоуправления) или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями и частными лицами. По характеру сообщаемых знаний Ш. бывает общеобразовательной и профессиональной (специальной); по уровню образования ‒ начальной, неполной средней, средней и высшей; по отношению к религии ‒ светской и конфессиональной (церковной, религиозной); по полу учащихся ‒ мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы Ш. зависят от уровня развития общества, его классовой структуры.
Первые Ш. возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)‒ жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, Ш. писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире Ш. стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания (см. Спартанское воспитание; раздел Воспитание и просвещение в ст. Греция Древняя; раздел Воспитание и просвещение в ст. Рим Древний).
При феодализме в странах Востока Ш. развивалась под влиянием господствовавших там религий (индуизма, буддизма, ислама) и служила интересам феодалов. В Индии, например, она существовала при крупных храмах и предназначалась главным образом для детей брахманов и кшатриев. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В т. н. общинных индуистских школах при сельских храмах обучались чтению, письму и счёту на местном языке дети мелких землевладельцев. При буддийских монастырях в странах Востока, кроме начальных и средних Ш., действовали высшие богословские, в которых изучались также математика, астрономия и другие науки. В мусульманских районах и странах распространились мектеб и медресе.
С развитием капитализма в Западной Европе сословная Ш. превращается в классовую, буржуазную, сущность которой, отмечал В. И. Ленин, «... состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476). В развитых капиталистических странах в 19 в. приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, Ш. провозглашается единой и светской. Фактически эти юридические акты полностью никогда не осуществлялись. Наряду с классической средней всё больше развивались реальные и профессиональные Ш. (см. Реальное образование), удовлетворявшие потребности буржуазии в подготовке кадров для торговли и промышленности. Естественнонаучные предметы постепенно включались в учебные планы классических школ.
Ш. в странах Азии, Африки и Латинской Америки, подвергшихся колонизации, была подчинена интересам господствующих классов метрополий (Испании, Великобритании, Франции и др.). Необходимость в «подручных кадрах» из коренного («туземного») населения, верных колонизаторам, заставила их открыть для «цветных», кроме начальных, небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, колледжи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.) с обучением на языках метрополий. В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры «цветных войск». Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные Ш. Рост национально-освободительного движения в колониях ускорял открытие высших учебных заведений (в Индии до 2-й мировой войны 1939‒45 ‒ 18 университетов), но деятельность их строго контролировалась колониальными властями. Однако основная масса коренного населения оставалась неграмотной. Это тяжёлое наследие колониализма преодолевается в странах, сбросивших его иго.
До Октябрьской революции 1917 у народов, входящих в состав СССР, возникновение первых Ш. и развитие их системы определялись конкретно-историческими особенностями жизни этих народов. В Армении и Грузии сведения о первых Ш. относятся к 4 в., в Азербайджане ‒ к 5 в. На территории Средней Азии и Азербайджана с 7 в. стали распространяться мусульманские мектебы и медресе, сохранявшие господствующее положение до Октябрьской революции. Летописные источники дают весьма неполные сведения о Ш. Киевской Руси, открывавшихся в 10‒13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11‒15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев.
В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. В системе Ш. сохранялись остатки сословности: закрытые дворянские учебные заведения ‒ кадетские корпуса, лицеи (см. Лицей), Пажеский корпус, институты благородных девиц, отсутствие преемственности между начальными (народными) Ш. и гимназией. Для поступления в Ш. существовали национальные и вероисповедные ограничения.
Правительство для воспитания у молодёжи верноподданнических чувств и религиозности использовало церковь. Кроме специальных школ для подготовки служителей культа Синоду непосредственно была подчинена сеть школ грамоты, церковно-приходских школ, епархиальных училищ. Во всех Ш. обязательным учебным предметом являлся закон божий. По уровню грамотности населения Россия отставала от развитых капиталистических стран. Среди трудящихся царила массовая безграмотность. «Четыре пятых молодого поколения,‒ отмечал В. И. Ленин в 1913, ‒ осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России» (там же, т. 23, с. 127).
Ш. в СССР и других социалистических странах. После Октябрьской революции 1917 Ш. становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола. Ш. отделена от церкви, стала государственной и светской. Её цель ‒ «воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм» [Программа РКП (б), 1919], формирование всесторонне и гармонически развитой личности с твёрдыми коммунистическими убеждениями. Структура советской Ш., содержание образования и организация обучения в ней изменяются с развитием социалистического общества, прогрессом науки и культуры, но принципиальные основы её деятельности остаются неизменными. Общеобразовательная Ш. является трудовой, политехнической (см. Средняя общеобразовательная школа, Политехническое образование). В средних специальных учебных заведениях наряду с профессиональной даётся общеобразовательная подготовка. Обучение во всех типах Ш. бесплатное, часть учащихся содержится на государственном обеспечении (в школе-интернате, профессионально-технических учебных заведениях и др.), учащиеся средних специальных учебных заведений и студенты высших учебных заведений (см. Высшее образование) получают государственные стипендии. Ш. является единой, различные типы её преемственно связаны и дают возможность перехода от начальных ступеней обучения к высшим. Все народы СССР пользуются правом обучения детей на родном языке. В стране осуществлено начальное (1934) и восьмилетнее (1962) всеобщее обязательное обучение, к 1976 в основном закончен переход ко всеобщему среднему образованию.
Другие социалистические страны используют опыт школьного строительства в СССР с учётом своих конкретных исторических условий и национальных особенностей. Для социалистических стран действуют общие закономерности в построении нового общества и воспитании всесторонне развитой личности ‒ активного строителя социализма и коммунизма. Принципиальные основы деятельности Ш. в этих странах едины, хотя её типы, названия, структура, сроки обучения, уровень всеобщего обязательного образования различны.
Ш. в современных капиталистических странах. Частью общего кризиса капитализма является кризис образования в буржуазных странах, который выражается в неспособности общества удовлетворить требования развивающегося производства к перестройке образования. Цель буржуазной школы остаётся неизменной ‒ создавать для буржуазии «... пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя...» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 303). Государственные ассигнования на образование недостаточны и не устраняют хронической нехватки средств для нормальной работы Ш. В ряде стран более массовой становится средняя школа (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония и др.), принимаются меры по реорганизации структуры Ш., содержания образования и методов обучения, управления ею. Однако не осуществляются принятые законы о всеобщем обязательном обучении в отношении беднейших слоев населения, в силу массовой безработицы, расовой и национальной дискриминации, не обеспечено равноправное среднее образование для всех. Существуют утончённые способы сохранения классового неравенства в содержании образования и качестве обучения в различного типа школах, социального отбора учащихся для высших его ступеней и наиболее престижных профилей обучения (фуркация, наличие частных Ш. с высокой платой за обучение, специальные тестовые испытания и др.).
См. разделы Народное образование и культурно-просветительные учреждения в статьях о союзных и автономных республиках в соответствующих томах БСЭ, а также 24-й том, книга II ‒ «СССР» (Народное образование в разделе Культурное строительство); разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах.
Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов 1917‒1973 гг., М., 1974; Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 2, М., 1973, с. 220‒ 238; Константинов Н. А., Школьная политика в колониальных странах (XIX ‒ XX вв.), М., 1948: Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917‒1920, М., 1958; Королев Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921‒1931, М., 1961; Народное образование в СССР. 1917‒ 1967, под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967; Беляев В. П., Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития, М., 1971; Малькова З. А., Современная школа США, М., 1971; Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.‒ первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976; Измайлов А. Э., Просвещение в республиках Советского Востока, М., 1973; Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975; Малькова З. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, М., 1975; Тангян С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Школа европейских стран социализма. Послевоенное развитие и современные проблемы, под ред. М. Н. Кузьмина, М., 1976; Школьная политика и школа в странах капитализма, под ред. З. А. Мальковой, М., 1976; Лапчинская В. П., Средняя общеобразовательная школа современной Англии. Вопросы теории и практики обучения, М., 1977; Ширинский А. Е., Образование в развивающихся странах, М., 1977; Педагогика школы, под ред. Г. И. Щукиной, М., 1977; Советская школа на современном этапе, под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой, М., 1977; World survey of Education, [v. 1]‒5, P., [1955]¾71; Sasnett М., Sepmeyer I., Educational systems of Africa, Berkeley ‒ Los Ang., [1966]; Misra A., Education and finance, Gwalior, 1971.
П. И. Куликов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.