Философские тетради

Философские тетради
(«Филосо́фские тетра́ди»,)
        произведение В. И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.
         «Ф. т.» – это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914–16, а также отдельных набросков, наиболее развёрнутым и важным из которых является фрагмент «К вопросу о диалектике». Впервые опубликованы в 1929–30. «Ф. т.» в целом представляют собой подготовительный материал для задуманной Лениным работы по теории материалистической диалектики. Идеи»Ф. т.» составили методологическую основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, например «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Ещё раз о профсоюзах...», «О значении воинствующего материализма» и др.
         Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собственной философской системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономического учения Маркса с кантианством.
         Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчёркивает, что без её критического освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать «... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логической идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики (См. Практика), которую в идеалистическом виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логического строя мышления, в котором воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и Онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, которая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей (См. Единство и борьба противоположностей), позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равнодействие), которые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с. 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики «Капитала», в котором Маркс дал образец диалектико-материалистического анализа реальности.
         Большое методологическое значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отдельных отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-философское развитие, освобожденное от случайностей исторической формы, должно составить существенное содержание научной философии. В понимании процесса становления и применения логических категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», который в противоположность простой хронологии и эмпирической констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи (См. Материя) и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, которые «... направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (там же, с. 142–43). Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).
         Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистической критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и некоторыми др. марксистами кантианства, махизма и т.д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).
         Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции научного социализма и выделяет главные моменты этого процесса: 1) подход «к идее общественных отношений производства»; 2) критика филантропических теорий социализма и осознание революционной роли пролетариата; 3) анализ того направления французского материализма, которое подводит к социализму. В «Ф. т.» Ленина изложена программа философских исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной философской науки, глубокого освоения классического философского наследия и острой, принципиальной критики буржуазной философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.
         Лит.: О «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1960; Касымжанов А. Х., Как читать и изучать «Философские тетради» В. И. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972.
         А. Х. Касымжанов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Философские тетради" в других словарях:

  • "ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ" — произведение В. И. Ленина, в к ром разработан ряд принцип, положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, ее ядре и т.н., а также о категориях как осн. содержании теории диалектики. Ф. т. это десять тетрадей конспектов и выписок… …   Философская энциклопедия

  • «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» —         произв. В. И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.         «Ф. т.» это десять тетрадей конспектов и… …   Философская энциклопедия

  • Философские проблемы языкознания — Философские проблемы языкознания  проблемы, касающиеся наиболее общих, конститутивных свойств самого языка, проявления в языке (и в процессе его изучения) предельно общих свойств (черт) объективного мира, общих закономерностей развития природы,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ — Первыми Ф. ж. в России следует считать издания Козлова: Философский трехмесячник (Киев, 1885 1887. № 1 4) и Свое слово (Спб., 1888 1898. № 1 5). Первым большим Ф. ж. был журн. Вопросы философии и психологии (М 1889 1918. № 1 141/142). Как правило …   Русская философия: словарь

  • Философские журналы —    Первыми Ф. ж. в России следует считать издания Козлова: Философский трех месячник (Киев, 1885–1887. № 1–4) и Свое слово (Спб., 1888–1898. № 1–5). Первым большим Ф. ж. был журн. Вопросы философии и психологии (М., 1889–1918. № 1 141/142). Как… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Возможность и действительность —         философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность это то, что уже возникло, существует. Возможность это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях,… …   Большая советская энциклопедия

  • Часть и целое —         философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей,… …   Большая советская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма.... 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… …   Философская энциклопедия

  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ —         наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения.         И. ф. как особая область исследования… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»