Узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога
        железная дорога облегчённого типа с колеей, имеющей ширину, меньшую по сравнению с нормальной шириной (1520 мм в СССР). У. железной дороги сооружают в основном для обслуживания промышленной предприятий, лесосек, шахт, рудников и т. п. В некоторых странах отдельные участки железных дорог общего пользования имеют узкую колею. У. железные дороги строят с шириной колеи 1000, 914, 750 и 600 мм и др. В СССР для наземных У. железных дорог установлена стандартная ширина колеи 750 мм (до 90% эксплуатируемых У. железных дорог). Главное достоинство У. железных дорог — относительная простота сооружения из-за меньших объёмов земляных работ, упрощённого и облегчённого верхнего строения пути (См. Верхнее строение пути), а следовательно, меньшие первоначальные капиталовложения по сравнению с железной дорогой нормальной колеи. К недостаткам относятся: меньшая провозная способность, необходимость перегрузки грузов на стыке их с дорогами нормальной колеи, большая потребность в локомотивах, подвижном составе (из-за меньшей массы поездов) и обслуживающем персонале.
         У. железные дороги играют важную роль во внутренних транспортных связях отдельных промышленных районов, могут быть экономичны при малых грузооборотах и небольших расстояниях перевозок. Для повышения экономической эффективности на У. железных дорогах используют специальные грузовые тепловозы, большегрузные вагоны, приспособленные для перевозок определённых грузов (леса, руды, торфа и т. п.).
         Лит. см. при ст. Железная дорога.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Смотреть что такое "Узкоколейная железная дорога" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»