Тоническое стихосложение

Тоническое стихосложение
(от греч. tо́nos — ударение)
        система стихосложения (См. Стихосложение), в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим Ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др. Внутри Т. с. различаются «чисто-тоническое» стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и Силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм. 1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (Ямб, Хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом Логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих. 2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой (См. Анакруса)):
         «Руса́лка плыла по реке голубой,
         Озаря́ема полной луной...»
         (М. Лермонтов).
         3) Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1—2 слога) слабого места также и в середине стиха:
         «Вхожу́ я в те́мные хра́мы,
         Свершаю бедный обряд...»
         (А. Блок).
         4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1—2—3 слога):
         «Така́я была но́чь, что уше́л Сива́ш
         И мёртвым постелил постель...»
         (В. Луговской).
         5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:
         «Стра́шное у меня́ го́ре.
         Вероятно — лишусь сна́...»
         (В. Маяковский).
         Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чистотоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. — строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского—Ломоносова); более свободные формы Т. с. живут преимущественно в имитациях народного стиха («Сказка о попе...», «Песни западных славян» А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).
         Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.
         Лит. см. при ст. Стихосложение.
         М. Л. Гаспаров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Тоническое стихосложение" в других словарях:

  • ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — ТОНИЧЕСКОЕ стихосложение, система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных русском, немецком,… …   Современная энциклопедия

  • ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных русском, немецком, английском и др. Внутри тонического… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тоническое стихосложение — ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных русском, немецком,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — основанное на слогоударении. Тоническим размером сложены наши народные песни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основанное на слогоударении. Полный словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Тоническое стихосложение — см. Метрика. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 …   Литературная энциклопедия

  • Тоническое стихосложение —     ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Метрика …   Словарь литературных терминов

  • тоническое стихосложение — система стихосложения, основана на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и ослаблением безударных гласных  русский, немецкий, английский и др. Внутри тонического …   Энциклопедический словарь

  • тоническое стихосложение — (от греч. tonos напряжение, ударение) стихосложение, основанное на равенстве стихотворных строк по числу ударений, при этом количество безударных между ударными может быть произвольным. Внутри Т. с. различается чисто тоническое стихосложение, в… …   Словарь литературоведческих терминов

  • тоническое стихосложение — (от греч. tonos ударение) система стихосложения, в которой длина стиха (стихотворной строки) определяется количеством ударных слогов (примыкающие безударные слоги в счет не идут). Разница между длинными и короткими строками ощущается как разница… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Тоническое стихосложение — или акцентная система  система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно, например (Маяковский  образец… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»