Светофор дорожный

Светофор дорожный
(от Свет и греч. phorós — несущий)
        средство световой сигнализации (См. Сигнализация), служащее для регулирования дорожного движения и движения подвижного состава на железных дорогах.
         Прототип С. д. — устройство семафорного типа, было установлено в Лондоне в 1868. Первые электрические С. д. с ручным управлением появились в начале 20 в. в США (Кливленд, Нью-Йорк, Чикаго), имели зелёный и красный сигналы. Первый трёхцветный С. д. был установлен в Нью-Йорке в 1918, в Москве — в 1930. Применение С. д. на железных дорогах относится к началу 20 в.
         Для регулирования дорожного движения (См. Регулирование дорожного движения) используют трёхцветные С. д. с единым для всех стран расположением сигналов (сверху вниз) — красный, жёлтый, зелёный — в соответствии с международной «Конвенцией о дорожных знаках и сигналах» (1968). С. д. устанавливают (подвешивают) на перекрёстках улиц, автомобильных магистралей, пешеходных переходах и т. п. Такие С. д. оборудуют также дополнительными секциями с сигналами в виде зелёной стрелки или устанавливают самостоятельные С. д. для регулирования движения на перекрёстке по определённым направлениям; применяются двухцветные пешеходные С. д. с красным и зелёным сигналами. На сложных перекрёстках для регулирования движения трамваев устанавливаются специальные С. д. — электрическое табло с четырьмя сигналами, которые иногда используют и для регулирования движения автобусов или троллейбусов.
         Большинство С. д. (1974) управляется с помощью автоматов (Контроллеров) (впервые появились в начале 20-х гг. 20 в. в США). В системах управления дорожным движением применяют также счётно-решающие устройства и ЭВМ.
         Железнодорожные С. д. для разрешения, запрещения движения подвижного состава и снижения его скорости устанавливают (подвешивают) на ж.-д. перегонах и станциях. Для обеспечения ведения поезда при плохой видимости и при высоких скоростях в кабине локомотива устанавливается локомотивный С. д., показания которого автоматически повторяют показания стационарных (путевых) С. д., находящихся на станциях и перегонах (см. Локомотивная сигнализация). В С. д. применяют зелёный, жёлтый, красный, синий, лунно-белый сигнальные цвета. С. д. обычно ограждает один участок пути железной дороги, оборудованный автоматической или полуавтоматической блокировкой (см. Железнодорожная автоматика и телемеханика). Для увеличения объёма информации на железных дорогах СССР используют сочетание нескольких огней, а также применяют два режима горения — непрерывный и мигающий.
         В С. д. обычно имеется головка со щитком и козырьком и оптическая система. Наиболее часто устанавливают линзовые С. д. с самостоятельной оптической системой для каждого сигнального показания. Прожекторные С. д. имеют для каждого из трёх сигнальных показаний общую оптическую систему с поворотными светофильтрами.
         Лит.: Правила дорожного движения, М., 1972; Руководство по регулированию дорожного движения в городах, М., 1974; Инструкция по сигнализации на железных дорогах СССР, М., 1974; Правила технической эксплуатации железных дорог, М., 1975.
         М. Б. Афанасьев, И. Е. Дмитренко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Светофор дорожный" в других словарях:

  • светофор дорожный — 3.9. светофор дорожный (далее светофор): Светосигнальное устройство для регулирования движения. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Светофор дорожный — Светофор Светофор на светодиодах Светофор  устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и… …   Википедия

  • Светофор — 159. Светофор Светосигнальный прожектор, предназначенный для регулирования движения транспорта Источник: ГОСТ 16703 79: Приборы и комплексы световые. Термины и определения оригинал документа Смотри также родственные термины …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • дорожный светофор — 3.5 дорожный светофор: Светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Примечание Конструкция светофоров по ГОСТ Р 52282. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 52289-2004: Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств — Терминология ГОСТ Р 52289 2004: Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств оригинал документа: 3.7. знак дополнительной информации… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Распоряжение 272-РП: Об утверждении Регламента взаимодействия городских организаций и служб по вопросам проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации технических средств организации дорожного движения в городе Москве — Терминология Распоряжение 272 РП: Об утверждении Регламента взаимодействия городских организаций и служб по вопросам проектирования, реконструкции, строительства и эксплуатации технических средств организации дорожного движения в городе Москве: 1 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Диспетчерская централизация —         система регулирования движения поездов на блок участках ж. д. из одного пункта управления с применением средств телемеханики (См. Телемеханика). Д. ц. представляет собой сочетание автоблокировки на перегонах с электрической централизацией …   Большая советская энциклопедия

  • Железнодорожная сигнализация —         система видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, обеспечивающих безопасность движения поездов, маневровых работ. Видимые сигналы: постоянные светофоры (См. Светофор дорожный), Семафоры, маневровые щиты и… …   Большая советская энциклопедия

  • Полуавтоматическая блокировка —         одна из систем железнодорожной автоматики и телемеханики (См. Железнодорожная автоматика и телемеханика), предназначенная для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов по перегонам, действие которой (в отличие от… …   Большая советская энциклопедия

  • Регулирование дорожного движения —         система организационно технических мероприятий, направленных на повышение скорости и безопасности движения. Сущность Р. д. д. заключается в том, чтобы обязывать, запрещать или рекомендовать водителям транспорта и пешеходам действия в… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»