Рёрих Николай Константинович

Рёрих Николай Константинович
Рёрих, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, ‒ 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893‒97) у А. И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900‒01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906‒18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910‒19). С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. ‒ постижение истории в неразрывной связи с вечной природой ‒ ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род»; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», см. илл.; «Знамение», 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств ‒ чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. ‒ преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1914, ‒ в Русских сезонах С. П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном ‒ в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно ‒ в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924‒28 и 1934‒35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е. И. Рёрих и сыном Ю. Н. Рёрихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929‒42 являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю. Н. Рёрихом. Для живописи Р. 20‒40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея; «Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Нанда-Деви», 1941, «Тибет. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения ‒ в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).

С 20-х гг. Р. вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941‒45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.


Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай ‒ Гималаи, М., 1974.


Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874‒1947, Л. ‒ М., 1963; её же, Н. Рерих, М., 1968; Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.

В. А. Марков.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Рёрих Николай Константинович" в других словарях:

  • Рёрих Николай Константинович — Рерих (1874 1947), живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией… …   Энциклопедический словарь

  • Рёрих Николай Константинович — (Рерих) (1874—1947), живописец, писатель, учёный, археолог, мыслитель, общественный деятель. Учился в АХ (1893—97), академик с 1909. Член объединения «Мир искусства», секретарь ОПХ (1901—06). Директор Рисовальной школы ОПХ… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Рёрих Николай Константинович —       (1874 1947), живописец, писатель, учёный, археолог, мыслитель, общественный деятель. Учился в АХ (1893 97), академик с 1909. Член объединения «Мир искусства», секретарь ОПХ (1901 06). Директор Рисовальной школы ОПХ (1906 18). Пейзажист,… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Рёрих, Николай Константинович — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Рёрих Николай Константинович — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Николай Константинович Рёрих — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Рерих, Николай Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рерих. Николай Рерих Николай Рерих (1940 …   Википедия

  • Рёрих, Николай — Николай Константинович Рерих Николай Рерих (1874 1947 годы) Дата рождения: 9 октября 1874(18741009) Место рождения: Санкт Петербург, Росс …   Википедия

  • Рёрих (Рерих) Николай Константинович — (1874—1947), живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЁРИХ (Рерих) Николай Константинович — (Рерих) Николай Константинович (1874–1947), живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Чл. Мира иск ва . С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Др. Руси ( Гонец , 1897), инд. и тибетской природой …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»