Рельсы

Рельсы
(англ. rails, множественное число от rail — рельс, от лат. regula — прямая палка, брусок, планка)
        стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
         Первые металлические Р. были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают Р. из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом.
         Железнодорожные Р. — элементы верхнего строения пути (См. Верхнее строение пути), уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею (См. Рельсовая колея), непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа Р. — Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа Р. зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. выпускают Р. длиной 12,5 м; с начала 70-х гг. осуществляется переход на Р. длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Основные сведения о Р. фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.
         Трамвайные Р. производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. длиной 15—18 м; при укладке их обычно сваривают.
         Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. п. используют Р. более лёгкие, чем для ж.-д. подвижного состава, в некоторых случаях — специального профиля.
         Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969: Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974.
         В. И. Тихомиров.
        
        Профиль стандартного железнодорожного рельса: H — высота; B — ширина подошвы; f — высота подошвы; t — толщина подошвы; h — высота головки; Бн — ширина головки по низу; Бв — ширина головки по верху; l — минимальная толщина шейки.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Рельсы" в других словарях:

  • РЕЛЬСЫ — (английское rails, множественное число от rail рельс, от латинского regula прямая палка), полосы с характерным профилем (скругленная головка или желоб), один из основных элементов железнодорожного пути. Выпускаются рельсы из легированной стали… …   Современная энциклопедия

  • РЕЛЬСЫ — (англ. rele). Железные полосы, на протяжении железной дороги, по которым движутся колеса локомотивов и вагонов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЛЬСЫ англ. rails, составлено из англо сакс. raegel,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РЕЛЬСЫ — (англ. rails мн. ч. от rail рельс, от лат. regula прямая палка), стальные балки специального сечения, укладываемые на верхнее строение пути для движения железнодорожного или городского подвижного состава (поездов, дрезин, трамваев), передвижения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Рельсы — Рельсы, по которым непосредственно движутся колеса железнодорожногопоезда разделяются, в зависимости от формы их поперечного сечения. насимметрические (или двухголовчатые, употребляемые преимущественно наанглийских железных дорогах), желобчатые… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • рельсы — См. трамвай В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • Рельсы — Рельс с жёлобом (для трамвайных путей) Рельсовый стык Рельсы (от мн. ч. англ. rails  от лат. regula  …   Википедия

  • рельсы — стальные балки специального профиля (с выпуклой, округлённой головкой, иногда с жёлобом, и с плоской подошвой для опоры на шпалы); один из основных элементов железнодорожного пути. Два параллельно расположенных рельса образуют рельсовый путь, по… …   Энциклопедия техники

  • Рельсы — [rails] фасонные профили отраслевого назначения с тремя основными элементами: головкой, шейкой и подошвой. Прокатные рельсы многочисленных типоразмеров, разного применения и профиля: нормальные железнодорожные, для стрелочных остряков, трамвайные …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • рельсы — (англ. rails, мн. ч. от rail  рельс, от лат. regula  прямая палка), стальные балки специального сечения, укладываемые на верхнее строение пути для движения железнодорожного или городского подвижного состава (поездов, дрезин, трамваев),… …   Энциклопедический словарь

  • РЕЛЬСЫ — Сойти с рельсов. Разг. Неодобр. Нарушая обычный образ жизни, загулять, запить. ФСРЯ, 445; ФМ 2002, 383. Соскочить с рельсов. Прост. Временно утратить привычный, установившийся порядок, ход жизни, режим работы. Ф 2, 175. Вставать/ встать… …   Большой словарь русских поговорок

  • Рельсы — Р. (см. Железные дороги), по которым непосредственно движутся колеса железнодорожного поезда разделяются, в зависимости от формы их поперечного сечения, на симметрические (или двухголовчатые, употребляемые преимущественно на английских железных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»