Проповедь

Проповедь
        дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П. [ср. речи пророков (См. Пророки) в Ветхом завете и Заратуштры (См. Заратуштра) в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. созревает жанр церковной П., окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», рус. — «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.
         На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430; в 4-й книге его сочинения «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской П.). В течение средневековья П. остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231).
         Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: М. Лютер провозгласил П. центром церковной жизни, поставив её выше литургии (См. Литургия). В 17 в. во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся стилистическими возможностями Барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил. В русском церковном красноречии 18—19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).
         Лит.: Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885; его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 — Представители ораторско-практического типа проповеди в IV в. на Востоке, Хар., 1895; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971; Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede, Lpz., 1929.
         С. С. Аверинцев.
        

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Проповедь" в других словарях:

  • ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей проповедей, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?»… …   Толковый словарь Ушакова

  • Проповедь — церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для… …   Литературная энциклопедия

  • проповедь — назидание, наставление, нотация, нравоучение, поучение; урок, рацея, поученье, наставленье, хутба, речь, мораль Словарь русских синонимов. проповедь см. наставление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский я …   Словарь синонимов

  • ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… …   Современная энциклопедия

  • Проповедь — дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. По английски: Sermon См. также: Речь Этика Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Проповедь — ☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением… …   Энциклопедия культурологии

  • проповедь —     ПРОПОВЕДЬ, миссионерство, проповедание, проповедничество …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Проповедь — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРОПОВЕДЬ — 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9 5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • проповедь — ПРОПОВЕДЬ, и, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п. 2. перен., чего. Распространение каких н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРОПОВЕДЬ — 1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»