Постоянного тока электродвигатель

Постоянного тока электродвигатель
        Постоянного тока машина, работающая в режиме двигателя. П. т. э. дороже двигателей переменного тока и требуют больших затрат на обслуживание, однако они позволяют плавно и экономично регулировать частоту вращения в широких пределах, вследствие чего получили распространение на рельсовом и безрельсовом электрифицированном транспорте, в подъёмных кранах, на прокатных станах, в устройствах автоматики и т.п.
         Основные характеристики П. т. э. — зависимость частоты вращения n от вращающего момента (момента на валу) М, называемая механической характеристикой, и зависимость вращающего момента от тока якоря (ротора) Iя. Вид характеристик (рис. 2) определяется системой возбуждения двигателя (рис. 1); возбуждение может быть независимым, параллельным или смешанным. При независимом и параллельном возбуждении частота вращения меняется незначительно, зависимость n = f (M) имеет слабо выраженный падающий характер (т. н. «жёсткая» характеристика). Для того чтобы частота вращения при изменении момента вращения менялась в широких пределах, применяют последовательное возбуждение; при этом зависимость n = f (M) имеет явно выраженный падающий характер («мягкая» характеристика). Иногда у П. т. э. с независимым возбуждением частота вращения по разным причинам может увеличиваться с возрастанием момента на валу, что приводит к неустойчивой работе двигателя. Для поддержания устойчивого режима работы, обеспечиваемого падающим характером кривой n = f (M). часто применяют смешанное возбуждение (устаревшее название — Компаундное возбуждение), при котором основной магнитный поток создаётся параллельной обмоткой возбуждения, а последовательная обмотка является стабилизирующей. При смешанном возбуждении механическая характеристика имеет промежуточный характер.
         При подключении П. т. э. к источнику питания ток в обмотке якоря (пусковой ток) в 15—20 раз превышает номинальное значение (в начальный момент эдс якоря равна 0 и ток ограничивается лишь сопротивлением цепи якоря). Для того чтобы уменьшить пусковой ток, в цепь якоря включают т. н. Пусковое сопротивление, которое по мере нарастания частоты вращения постепенно уменьшают; по окончании пуска его замыкают накоротко.
         П. т. э. с параллельным возбуждением имеют пределы регулирования частоты вращения примерно 1: 3. У них удобнее и дешевле всего регулировать частоту вращения реостатом в цепи возбуждения. Регулирование может производиться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения частоты вращения, причём при всех частотах вращения кпд сохраняется достаточно высоким.
         У П. т. э. с последовательным возбуждением частота вращения регулируется в сторону уменьшения реостатом в цепи якоря, в сторону увеличения — включением параллельно обмотке возбуждения шунтирующего сопротивления. Потери в реостате, введённом в цепь якоря, существенно снижают кпд. При шунтировании обмоток возбуждения кпд изменяется незначительно.
         В СССР П. т. э. выпускаются сериями, например серия ДК мощностью 40—110 квт на напряжения 250, 350, 750 в с регулированием частоты вращения от 0 до 4000 об/мин — для городского электрифицированного транспорта, серия Д мощностью 2,5—185 квт на напряжения 220—440 в с диапазоном регулирования частоты вращения 1: 3 — для привода мощных прокатных станов, подъёмных кранов всех типов и т.п. В системах автоматического регулирования и в электроприборах бытового назначения получили распространение электроприводы с микродвигателями постоянного тока. Основное их достоинство — значительно большие, чем у микродвигателей переменного тока, диапазон и точность регулирования.
         Лит. см. при ст. Постоянного тока машина.
         Л. М. Петрова.
        
        Рис. 1. Схемы возбуждения двигателя постоянного тока: а — параллельное, б — последовательное, в — смешанное возбуждение; U — напряжение питания; Я — якорь; Д — обмотка дополнительных полюсов; В — параллельная обмотка возбуждения; П — последовательная обмотка возбуждения; ПР — пусковой реостат; РР — регулировочный реостат; Iв — ток возбуждения; Iя — ток якоря.
        
        Рис. 2. Естественные (без регулирования возбуждения) механические характеристики (вверху) и характеристики момента (внизу) двигателей постоянного тока: а — при параллельном, б — при последовательном, в — при смешанном возбуждении; n — частота вращения двигателя; М — момент на валу; Iя — ток якоря: I0 — ток холостого хода.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Постоянного тока электродвигатель" в других словарях:

  • Постоянного тока электродвигатель — Рис. 1 Устройство простейшего коллекторного двигателя постоянного тока с двухполюсным статором и с двухполюсным ротором Двигатель постоянного тока электрическая машина, машина постоянного тока, преобразующая электрическую энергию постоянного тока …   Википедия

  • ПОСТОЯННОГО ТОКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — электрич. машина пост. тока, работающая в режиме двигателя. Работа её осн. на взаимодействии тока в обмотке якоря с осн. магн. полем. П. т. э. позволяют плавно и в широких пределах изменять угловую скорость, вследствие чего они получили… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • электродвигатель постоянного тока — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN dc motor …   Справочник технического переводчика

  • Электродвигатель постоянного тока — Рис. 1 Устройство простейшего коллекторного двигателя постоянного тока с двухполюсным статором и с двухполюсным ротором Двигатель постоянного тока  электрическая машина, ма …   Википедия

  • Постоянного тока машина — Машина постоянного тока  электрическая машина для преобразования механической энергии в электрическую постоянного тока (генератор) или для обратного преобразования (двигатель). Машина постоянного тока обратима. Машины постоянного тока могут быть… …   Википедия

  • Постоянного тока машина —         электрическая машина, в которой происходит преобразование механической энергии в электрическую энергию постоянного тока (генератор) или обратное преобразование (двигатель). П. т. м. обратима, т. е. одна и та же машина может работать и как …   Большая советская энциклопедия

  • электродвигатель постоянного тока с расщеплённой последовательной обмоткой возбуждения — двигатель постоянного тока с расщеплённой последовательной обмоткой возбуждения; реверсивный двигатель постоянного тока; реверсивный электродвигатель постоянного тока …   Словарь русских синонимов по технологиям автоматического контроля

  • вентильный электродвигатель постоянного тока — Электродвигатель постоянного тока, вентильное коммутирующее устройство которого представляет собой инвертор, управляемый либо по положению ротора, либо по фазе напряжения на обмотки якоря, либо по положению магнитного поля. [ГОСТ 27471 87]… …   Справочник технического переводчика

  • двигатель постоянного тока с расщеплённой последовательной обмоткой возбуждения — электродвигатель постоянного тока с расщеплённой последовательной обмоткой возбуждения; реверсивный двигатель постоянного тока; реверсивный электродвигатель постоянного тока …   Словарь русских синонимов по технологиям автоматического контроля

  • Двигатель постоянного тока — Рис. 1 Устройство простейшего коллекторного двигателя постоянного тока с двухполюсным статором и с двухполюсным ротором Двигатель постоянного тока электрическая машина, машина постоянного тока, преобразующая электрическую энергию постоянного тока …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»