Позитивизм

Позитивизм
(франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)
        философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
         П. оформился в особое течение в 30-х гг. 19 в. и за свою более чем вековую историю эволюционировал в направлении всё более чёткого выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному Идеализму.
         Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философии»; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. не имеет дела с «метафизическими» проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Последовательное развитие этого тезиса Конта ведёт к точке зрения Феноменализма. Однако наряду с субъективно-идеалистической тенденцией контовский П. сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 в. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию.
         Представителями первой, «классической» формы П. 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер в Великобритании. Развитие П. шло по линии всё более чёткого выявления его феноменалистических, субъективно-идеалистических тенденций (Дж. С. Милль, Г. Спенсер, в России — В. В. Лесевич, М. М. Троицкий, В. Н. Ивановский, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский): Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях новые открытия естествознания 2-й половины 19 в. и исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки.
         П. оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й половины 19 в.) — в том числе социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др.
         В конце 19 в. П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания (обесценившим многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались самим П. как вечное и неоспоримое приобретение науки), коренной ломкой понятий в физике на рубеже 19 и 20 вв. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых «предельных» философских вопросов знания, которых всячески избегал П., а также неудача всех попыток П. доказать объективную обоснованность предлагаемой им системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии (ибо, сохранив позитивистский критерий научности, оказалось невозможным включить область ценностей в сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего»). Всё это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый, второй этап своей эволюции — появляется Махизм (эмпириокритицизм). Тенденции махизма получают своё дальнейшее развитие в Неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг. 20 в. и который является современным, третьим этапом в эволюции П. (см. также Венский кружок, Логический позитивизм, Аналитическая философия). Неопозитивизм, уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на конкретных логико-методологических исследованиях непосредственного опыта или языка.
         Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; Гулыга А. В., Возникновение позитивизма, «Вопросы философии», 1955, № 6; Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Charlton D. G., Positivist thought in France during the second empire. 1852—1870, Oxf., 1959; Simon W. M., European positivism in the nineteenth century, lthaca (N. Y.), 1963. См. также лит. к ст. Конт, Неопозитивизм.
         В. А. Лекторский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Позитивизм" в других словарях:

  • Позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) филос. направление 19 20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам… …   Философская энциклопедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — [фр. positivisme < лат. positivus положительный] филос. учение, исходящее из того, что источником истинного знания являются специальные науки, роль которых ограничивается описанием и систематизацией фактов; п. отрицает метафизический,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • позитивизм — а, м. positivisme m. 1. Направление в буржуазной философии и социологии, одна из разновидностей агностицизма. БАС 1. Направление в буржуазной философии. объявляющее единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Позитивизм — (positivism) Термин, введенный Контом (Comte) для обозначения отказа от ценностных суждений в социальной науке. Под влиянием французского Просвещения (Enlightenment French), от которого он, однако, дистанцировался, Конт считал, что наука… …   Политология. Словарь.

  • Позитивизм —  Позитивизм  ♦ Positivisme    Первоначально название системы, предложенной Огюстом Контом, утверждавшим, что опираться следует только на факты и научное знание. Он отказался от поиска не только абсолюта, но и причин (почему все происходит так, а… …   Философский словарь Спонвиля

  • Позитивизм — (лат.positivus – оң, жағымды) – ХІХғ. 30 40 жылдары дүниеге келген философиялық бағыт. Оның өкілдерінің пікірінше, философия өте мөте (аса) ғылыми таныммен шектелуі керек, материализм, идеализм т.б. философиялық мәселелердің қажеті жоқ. Нағыз… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ПОЗИТИВИЗМ — (французское positivisme, от латинского positivus положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой либо… …   Современная энциклопедия

  • ПОЗИТИВИЗМ — (франц. positivisme от лат. positivus положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой либо стоящей над ней… …   Большой Энциклопедический словарь

  • позитивизм — положительная философия, позитивная философия Словарь русских синонимов. позитивизм сущ., кол во синонимов: 2 • позитивная философия (2) • …   Словарь синонимов

  • Позитивизм — Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»