Пневматическая почта

Пневматическая почта
(от греч. pneumatikós — воздушный)
        вид пневматического транспорта (См. Пневматический транспорт) для перемещения документов и мелких предметов потоком воздуха по трубопроводам. П. п. используют для пересылки документов на предприятиях связи, в библиотеках, банках и др. учреждениях, историй болезни и лекарств в больницах, деталей и инструментов, проб (например, горячего металла) в экспресс-лаборатории на промышленных предприятиях и т. д. Первая действующая установка П. п. с протяжённостью трубопроводов 100 м была построена на Лондонском телеграфе в 1853.
         Основные элементы установок П. п.: трубопроводы, транспортные контейнеры, приёмно-отправительные устройства и воздуходувки (См. Воздуходувка). Транспортные контейнеры — патроны или капсулы с вложенными в них предметами — с помощью приёмно-отправительного устройства закладываются в трубопровод и под действием перепада давления, создаваемого воздуходувкой, движутся от станции отправления к станции назначения, где изымаются из него. Различают П. п. внутреннюю, функционирующую внутри здания, и внешнюю, связывающую предприятия и учреждения в городе. Трубопроводы внутренней П. п. обычно выполняют из тонкостенных цельнотянутых труб внутренним диаметром 50—120 мм. Их общая длина достигает нескольких сотен м. Наименьший радиус кривизны трубопровода Пневматическая почта1 м. Материал труб — латунь, дюралюминий, сталь, а с начала 60-х гг. 20 в. — часто также полихлорвинил. Для перемещения документов и предметов стандартной формы без упаковки в патроны иногда пользуются трубопроводами прямоугольного сечения (например, 10×70 мм). В установках внешней П. п. используют, как правило, стальные, пластмассовые или асбестоцементные трубы диаметром 65—1000 мм, прокладываемые в грунте. Их длина между соседними станциями достигает нескольких км, а общая длина — нескольких сотен км (например, в Париже — 600 км).
         Патрон представляет собой короткий отрезок трубы, диаметр которой примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубопровода (рис. 1). На его внешней поверхности располагаются 2 (реже 1) уплотнительные головки из фетра или кожи. Средняя скорость движения патрона с вложениями массой до 1—2 кг составляет 6—20 м/сек (в отдельных установках до 45 м/сек). Производительность установок П. п. — до 2,4 тыс. патронов в час.
         Приёмно-отправительное устройство в простейшем исполнении представляет собой разрыв или продольный вырез в трубопроводе, закрываемый вручную подвижной гильзой (рис. 2). В однотрубных реверсивных установках П. п. приёмно-отправительные станции выполняют в виде герметичного ящика, внутри которого трубопровод имеет продольный вырез. Патрон принимается автоматически с помощью клина, выдвигаемого электромагнитом (рис. 3).
         Для воздухоснабжения установок П. п. используют воздуходувки и вентиляторы, создающие в трубопроводах или разрежение, или избыточное давление воздуха. Давление регулируется при помощи заслонок и дроссельных клапанов.
         Применяют линейные, радиальные и кольцевые схемы соединения станций П. п. (рис. 4). При малых грузопотоках (до 100 патронов в час) несколько станций соединяют одним трубопроводом — линией двухстороннего действия (рис. 4, а). В движении на такой линии может находиться только 1 патрон. В однотрубных установках внешней П. п. для увеличения их производительности применяют разъезды, которые располагают как в середине участка линии между двумя станциями, так и на станциях. При такой конструкции на участке могут двигаться одновременно несколько патронов. Двухтрубная линия (рис. 4, б) обеспечивает независимое движение нескольких патронов в обоих направлениях. Несколько (от 2 до 6) линий могут подключаться к одному узлу — распределительному центру с ручным или автоматическим управлением, в котором производится перегрузка и сортировка патронов (рис. 4, в). По кольцевой схеме (рис. 4, г) патроны пересылаются между любыми станциями без перегрузок. При двухтрубной линии и кольцевой схеме приёмные станции оборудуют стрелками (на ответвлениях линии, рис. 5). Управление стрелками осуществляется при помощи т. н. несущей памяти — системы контактных или магнитных колец на гильзе патрона или централизованно, например при помощи телефонных искателей.
         Перспективным направлением развития П. п. является применение труб большого диаметра (450 мм в ФРГ, 600 мм во Франции, 1020 мм в СССР) и контейнеров на колёсах, соединённых в поезда (по 5—6 контейнеров в каждом), что позволяет транспортировать грузы общей массой Пневматическая почта 10 т со скоростью 40—60 км/ч.
        
         Лит.: Руденко Н., Говоров Ф., Пневмотранспорт документов и мелких предметов в патронах (пневмопочта), М., 1963; Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972; Heck G., Frerichs I., Eske W., Die Groβrohrepost, Bd 1—2, Baden-Baden, 1965—69.
         И. А. Ламм, Г. А. Птицын.
        Рис. 1. Патрон в изгибе трубопровода: 1 — трубопровод; 2 — гильза; 3 — уплотнительное кольцо.
        Рис. 1. Патрон в изгибе трубопровода: 1 — трубопровод; 2 — гильза; 3 — уплотнительное кольцо.
        Рис. 2. Простейшее отправительное устройство: 1 — трубопровод; 2 — упор; 3 — продольный вырез в трубопроводе; 4 — подвижная гильза.
        Рис. 2. Простейшее отправительное устройство: 1 — трубопровод; 2 — упор; 3 — продольный вырез в трубопроводе; 4 — подвижная гильза.
        Рис. 3. Приёмно-отправительная станция однотрубной реверсивной установки пневматической почты: 1 — патрон; 2 — герметичный корпус; 3 — трубопровод; 4 — клин; 5 — обмотка электромагнита.
        Рис. 3. Приёмно-отправительная станция однотрубной реверсивной установки пневматической почты: 1 — патрон; 2 — герметичный корпус; 3 — трубопровод; 4 — клин; 5 — обмотка электромагнита.
        Рис. 4. Схемы соединения станций пневматической почты: а — линейная однотрубная реверсивная; б — линейная двухтрубная; в — радиальная; г — кольцевая; 1 — воздуходувка; 2 — станция.
        Рис. 4. Схемы соединения станций пневматической почты: а — линейная однотрубная реверсивная; б — линейная двухтрубная; в — радиальная; г — кольцевая; 1 — воздуходувка; 2 — станция.
        Рис. 5. Стрелка с приёмным устройством: 1 — стрелка; 2 — приёмное устройство.
        Рис. 5. Стрелка с приёмным устройством: 1 — стрелка; 2 — приёмное устройство.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Пневматическая почта" в других словарях:

  • ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА — (Pneumatic post) устройство для быстрой доставки в особых патронах местной корреспонденции по системе труб давлением сжатого воздуха или путем создания разрежения воздуха. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… …   Морской словарь

  • ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА — (пневмопочта), система трубопроводов, в которых потоком воздуха перемещаются различные документы, обычно вложенные в жесткие патроны (капсулы). Применяется главным образом на крупных почтамтах, вокзалах, а также на крупных промышленных… …   Современная энциклопедия

  • Пневматическая почта — (пневмопочта), система трубопроводов, в которых потоком воздуха перемещаются различные документы, обычно вложенные в жесткие патроны (капсулы). Применяется главным образом на крупных почтамтах, вокзалах, а также на крупных промышленных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА — (от греч. pneumatikos воздушный) транспорт для перемещения потоком воздуха по трубопроводам документов и мелких предметов, вложенных в патроны (капсулы). Действует в пределах здания (напр., предприятия связи) либо города (в Париже длина линий… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пневматическая почта — Терминал пневматического трубопровода Пневматическая почта, пневмопочта (от греч …   Википедия

  • пневматическая почта — (от греч. pneumatikós  воздушный), пневматический транспорт для перемещения по трубопроводам документов и мелких предметов, вложенных в патроны (капсулы). Действует в пределах здания (например, предприятия связи) либо города (в Париже длина линий …   Энциклопедический словарь

  • ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА — (от греч. pneumatikos воздушный) система трубопроводов, по к рым под действием потоков воздуха перемещаются почтовые документы, заключённые в большинстве случаев в жёсткие патроны. Применяется гл. обр. на крупных телеграфах, почтамтах и вокзалах …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Пневматическая почта — (от греческого pneumaticos воздушный) система трубопроводов, по которым под действием потоков воздуха перемещаются с определенных участков литейные цеха в лабораторию пробы (смеси, пески, металл и др:), заключенные в жесткие патроны …   Энциклопедический словарь по металлургии

  • ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА — (от греческого pneumaticos воздушный) система трубопроводов, по которым под действием потоков воздуха перемещаются с определенных участков литейного цеха в лабораторию пробы (смеси, пески, металл и др.), заключенные в жесткие патроны …   Металлургический словарь

  • почта — В Москве как специальная служба для пересылки письменных сообщений почтовая связь появилась в XIII в. На Руси существовала «повозная повинность»  выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. Ямские дворы (ямы) были построены на всех… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»