Плакат

Плакат
I Плака́т (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать)
         1) разновидность Графики.
         2) Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный П. является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. До 2-й половины 19 в. П. называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в 16 в.), политические афиши во Франции в 18 в. и т.п. П. должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, П. использует ряд специфических художественных средств. В П. могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в П. играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств П. иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для многих П. на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. Появление П. (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции в капиталистическом хозяйстве, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (См. Литография) (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные П. быстро и большими тиражами. Рекламный П. возник в Западной Европе во 2-й половине 19 в. в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения (театральный П. часто по традиции называется афишей). Ведущая роль в развитии П. в конце 19 в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты художественного языка П.: обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишённых гротеска), кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Однако большинство П. конце 19 — начале 20 вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля «Модерн», отличающихся от произведений книжно-журнальной графики преимущественно размерами [работы Э. Грассе и А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Англии, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США], либо носило натуралистический характер. С начала 1910-х гг. П. постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). Переходный характер носило творчество Л. Капьелло, в котором сочетались принципы «картинного» и «предметного» П. В рекламном П. определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. в Германии, а с 20-х гг. — и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности П. (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы П., которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров, позже киноплакат приобрёл образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. С 1920—30-х гг. П. стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В начале первого десятилетия 20 в. появился политические П., лучшие достижения которого на протяжении всей его истории связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических П. были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период 1-й мировой войны 1914—18 получил распространение агитационный П. (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определённое влияние на последующее развитие П. (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг. развитие политического П. в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты П., изданные в Венгрии в период существования Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уица и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские П. в Германии (работы Г. Пехштейна, Джона Хартфилда и др.), П. в защиту республики Испании. В годы 2-й мировой войны 1939—45 особенно большое распространение получили антифашистские П., в послевоенные годы — П. в защиту мира (работы П. Пикассо во Франции, Л. Мендеса в Мексике, Т. Трепковского в Польше). Стилистически П. 1920—70-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в конце 1910-х гг. Дж. Хартфилд, а затем советский художник Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажному П.); на эволюцию П. повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии.
         В дореволюционной России, где отсутствовали элементарные буржуазно-демократические свободы, политический П. не мог существовать; слабо был развит и рекламный П.; высокохудожественные образцы театрального и выставочного П. создали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.
         Советский политический П. родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918—20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905—07 и русского народного лубка (См. Лубок), Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового П. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали П. подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид П. — «Окна РОСТА». В 20-х — начале 30-х гг. важную роль в развитии советского П. сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберг, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941— 45 П. был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом; в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского П. сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над П. коллективы «Окон ТАСС» (См. Окна ТАСС) и «Боевого карандаша» (См. Боевой карандаш), а также многие живописцы — А. А. Пластов, И. А. Серебряный, В. А. Серов и др. Со 2-й половины 1940-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство П. в союзных республиках; в 1960—70-е гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили П. кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, П. по безопасности труда (работы Ю. Галкуса, С. И. Дацкевича, Д. А. Дундуа, В. С. Каракашева, О. М. Савостюка и Б. А. Успенского, Э. Шахтахтинской, Е. С. Цвика и др.). Весной 1974 решением Секретариата ЦК КПСС в Москве было создано издательство ЦК КПСС «Плакат».
         Лит.: Полонский В., Русский революционный плакат, М., 1922; Тугендхольд Я., Плакат на Западе, в его кн.: Художественная культура Запада, М.— Л., 1928; Бутник-Сиверский Б., Советский плакат эпохи гражданской войны. 1918—1921. [Библиографический указатель и исследование], М., 1960; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; [Ляхов В.], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917—1932, [М., 1972] (на рус., англ. и нем. яз.); Hutchison Н. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., [1968]; Hillier B., Histoire de l'affiche, P., [1970]; Sehindler H., Monographie des Plakats, Münch., [1972].
         М. Л. Иоффе.
        А. А. Апсит. Плакат «Грудью на защиту Петрограда!». 1918.
        А. А. Апсит. Плакат «Грудью на защиту Петрограда!». 1918.
        Д. С. Моор. Плакат «Врангель ещё жив, добей его без пощады». 1920.
        Д. С. Моор. Плакат «Врангель ещё жив, добей его без пощады». 1920.
        Э. Р. Вайс (Германия). Реклама журнала. 1899.
        Э. Р. Вайс (Германия). Реклама журнала. 1899.
        Джон Хартфилд (Германия). Антифашистский плакат «Кровь и железо». 1934.
        Джон Хартфилд (Германия). Антифашистский плакат «Кровь и железо». 1934.
        М. М. Черемных. Плакат «Чтоб из этой лапы выпал нож, антифашистского фронта силы множь!». 1938.
        М. М. Черемных. Плакат «Чтоб из этой лапы выпал нож, антифашистского фронта силы множь!». 1938.
        Н. П. Акимов. Театральный плакат. 1930.
        Н. П. Акимов. Театральный плакат. 1930.
        Выставочный плакат. 1970.
        Выставочный плакат. 1970.
        В. С. Иванов. Плакат «На Запад!». 1943.
        В. С. Иванов. Плакат «На Запад!». 1943.
        А. А. Дейнека. Плакат «Физкультурница». 1933.
        А. А. Дейнека. Плакат «Физкультурница». 1933.
        А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923.
        А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923.
        А. М. Родченко. Киноплакат. 1929 (?).
        А. М. Родченко. Киноплакат. 1929 (?).
        И. Богданов (Народная Республика Болгария). Эскиз плаката «Универсиада». 1960.
        И. Богданов (Народная Республика Болгария). Эскиз плаката «Универсиада». 1960.
        Е. С. Цвик. Плакат «Сохраним памятники культуры!». 1967.
        Е. С. Цвик. Плакат «Сохраним памятники культуры!». 1967.
        Т. Трепковский. «Нет!». 1952.
        Т. Трепковский. «Нет!». 1952.
        И. Тоидзе. «Родина-мать зовет!». 1941.
        И. Тоидзе. «Родина-мать зовет!». 1941.
II Плака́т («Плака́т»,)
        специализированное издательство ЦК КПСС. Основано в 1974. Находится в Москве. Ежегодно издаёт около 500 политических плакатов (в т. ч. тематические комплекты-выставки), а также все виды печатной наглядной агитации. Общий годовой тираж всех изданий свыше 300 млн. экземпляров. Многие издания распространяются по подписке. При издательстве создан научно-методический центр, в задачи которого входит проведение социологических исследований эффективности изобразительной агитации и пропаганды. Издательство регулярно устраивает Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Плакат" в других словарях:

  • Плакат —         (нем. Plakat от франц. placard объявление, афиша, от plaquer налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно… …   Художественная энциклопедия

  • Плакат — времён Первой мировой войны с агитацией на подписку военного займа Плакат (нем. Plakat от фр.  …   Википедия

  • плакат — а, м. placard > нем. Plakat. 1. Отпечатанное крупным (плакатным) шрифтом объявление или распоряжение, вывешиваемое на улицах, на особых, для того предназначаемых столбах, на заборах и т. д. Павленков 1911. Имрек, имеет в своей негоциации… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПЛАКАТ — (санитарно просветительный), средство массовой наглядной агитации и пропаганды по вопросам, организации социалистического здравоохранения и оздоровления условий труда и быта, Представляющее собой сочетание изобразительных моментов и печатного… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПЛАКАТ — (нем.). 1) плакатный паспорт. Вид на жительство, выдаваемый из уездного казначейства податному сословию, для отлучек из постоянного места жительства. 2) объявление, отпечатан. крупными буквами для улиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав …   Словарь иностранных слов русского языка

  • плакат — афиша, объявление, постер, лозунг, дацзыбао Словарь русских синонимов. плакат сущ., кол во синонимов: 16 • агитплакат (1) • …   Словарь синонимов

  • Плакат — Плакат. И.М. Тоидзе. Родина мать зовет! . 1941. ПЛАКАТ (немецкое Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, учебных и других целях.   Плакат. Ж. Карлю.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЛАКАТ — ПЛАКАТ, плаката, муж. (лат. placatum свидетельство). 1. Большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем нибудь или рекламы. Плакаты кинофильмов. || Агитационный рисунок с… …   Толковый словарь Ушакова

  • плакат — плакат: Листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Плакат — листовое изобразительное (изобразительный П.) или текстовое (текстовой П.) издание агитационного, пропагандистского или рекламно информационного назначения и содержания, напечатанное на одном или нескольких листах большого формата и… …   Издательский словарь-справочник

  • Плакат — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования. По английски: Poster Синонимы английские: Placard См. также:… …   Финансовый словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»