Пенджабская литература

Пенджабская литература
        панджабская литература, литература панджабцев, населяющих штат Пенджаб в Индии и значительную территорию Пакистана. Её фольклорные истоки уходят в глубокую древность, однако самые ранние памятники относятся к 8—10 вв., когда создали свои гимны поэты Горакхнатх (9 или 11 в.), Джаландхаринатх, Чарпат (890—990) и др.— выразители ранней антифеодальной оппозиции. В этот же период возникли вары — эпические сказания, по жанру близкие к русским былинам («Сказание об одноруком Асрадже» и др.), а также поэма А. Мултани «Послания», синтезировавшая фольклорную и собственно литературную традиции, утверждавшая родной язык как средство литературного творчества.
         Первый значительный поэт — суфий Фарид (известен также как Баба Фарид, Шейх Фарид Шакаргандж; полное имя — Фарид-уд-дин Масуд Ганджишакар; родился 1173 или 1175—1265), писавший на мультани — диалекте панджаби, отразил в своих двустишиях острые социальные противоречия, выступал за равенство. Процесс консолидации панджабского народа и рост антифеодального движения демократических низов нашли выражение в священной книге сикхов Адигрантхе (1604), явившейся своеобразной антологией демократической поэзии народов северо-западной Индии, центральное место в которой заняло творчество поэта и мыслителя, основателя Сикхизма Нанака (1469—1539). Важное место в истории П. л. занимает «Книга десятого гуру» (1724), в которую вошли художественные и философские произведения гуру (наставника) сикхов Говинда Сингха (1666—1708), в том числе автобиографическая поэма «Необыкновенная пьеса», а также произведения его последователей. Эта книга отличается глубокой связью с фольклорной традицией, которая сочетается с литературной и религиозно-философской традицией индуизма; вместе с тем памятник — яркое проявление индусско-мусульманского синтеза.
         Литература 18—1-й половины 19 вв. развивается под знаком роста национального самосознания и борьбы с феодалами. Настроения этого времени отразились в поэзии суфиев: Буллхе Шаха (1680 — между 1752—58), Вариса Шаха (1735—84), Хашима Шаха (1751—1821), Ахмеда Шаха (1768—1840) и др. В 1-й половине 19 в. в связи с борьбой панджабцев против английских колонизаторов в П. л. получила развитие патриотическая тема (Мухаммад Яр); с середины 19 в. усиливаются освободительные и демократические мотивы. Несмотря на стремление колонизаторов затормозить развитие культуры панджабцев и их национальную интеграцию, литература к концу 19 — началу 20 вв. достигла значительных успехов: поэзия и проза Бхаи Вира Сингха (1872— 1957), Пурана Сингха (1881—1931), Д. Чатрика (1876—1954) и Чарана Сингха Шахида (1891—1935). Были освоены жанры и формы европейской литературы, в том числе и русской. Многие писатели выступают не только на панджабском, но и на урду, хинди и английских языках, сохраняя национальные литературные традиции в иной языковой форме.
         На литературе 20-х гг. положительно сказалась её органическая связь с национально-освободительным движением. Началом формирования революционной литературы стали издания революционно-национальной партии Гадар. В 20—30-е гг. развивается журналистика, а также жанры романа, рассказа, публицистики. В 1926 передовые писатели объединились в Панджабское литературное общество, а в 1936 возникла всеиндийская Ассоциация прогрессивных писателей, в которой панджабские литераторы заняли одно из основных мест. Антиимпериалистический и демократический пафос, присущий большинству писателей 30—40-х гг., не дал религиозно-общинной реакции захлестнуть литературу, которая к моменту достижения Индией в 1947 независимости и появления Пакистана не утратила боевых традиций. После 1947 более широкое развитие панджабская литература получила в Индии (см. также Пакистан, раздел Литература). Видное место занимают прозаики Гурбакхш Сингх (родился 1895), Нанак Сингх (1897—1971), Картар Сингх Дуггал (родился 1917), Сант Сингх Секхон (родился 1908), Сантокх Сингх Дхир (родился 1922), Джасвант Сингх Камвал (родился 1920), Навтедж Сингх (родился 1923), Кульвант Сингх Вирк (родился 1921), поэты Мохан Сингх (родился 1905), Амрита Притам (родился 1919), Притам Сингх Сафир (родился 1916), Прабхджот Каур (родился 1924), Гурчаран Сингх Рампури (родился 1929), драматурги Балвант Гарги (родился 1916) и др.
         Развиваются литературоведение и критика (Х. С. Дард, С. С. Секхон, К. Сингх, С. С. Джош, Аттар Сингх); созданы исследовательские центры: Департамент языков при правительстве штата Пенджаб, Пенджабская литературная академия и др. Широко практикуются переводы произведений классиков мировой, русской классической и советской многонациональной литературы.
         В 60—70-х гг. возросла социальная роль литературы, усилилась борьба передовых писателей против модернизма, а также попыток правой реакции вернуть П. л. к состоянию религиозно-общинной ограниченности. Критический реализм — ведущее направление в П. л. в Индии: его сторонники стремятся отражать жизнь панджабцев, вместе с др. народами Индии борющихся за преодоление наследия колониализма, за демократические преобразования в стране и мир во всём мире.
         П. л. в Пакистане оказалась в весьма сложных условиях. Шовинистические устремления милитаристского режима ограничивали возможности развития литературы на национальных языках и создавали условия для преимущественного развития литературы на урду, офицком языке Пакистана. Вместе с тем и для панджабцев урду был одним из литературных языков. Демократическое движение способствовало развитию литературы на национальных языках, особенно в 60—70-е гг. В П. л. выдвинулись М. Ниязи, А. Наги, М. Софдар, М. А. Бхатти, З. Икбал, А. Эхсан. В поэзии значительную роль играет экспериментализм, ориентирующийся на образцы западного модернизма, а также традиционалистская поэзия, в большой мере находящаяся под влиянием поэзии на урду. В критике усилились демократические и прогрессивные тенденции, но, с другой стороны, ощущается и некоторое воздействие идей маоизма.
         В 60—70-е гг. всё заметнее тяготение к панджабскому языку у писателей, писавших ранее только на урду (А. Ф. Файз, р. 1911). Литературоведы и критики всё чаще обращаются к общим культурным традициям панджабцев Пакистана и Индии; «Панджаби акадами» издаёт классическое наследие П. л., поэт и фольклорист А. Салим стал инициатором сбора и публикации фольклора панджабцев и др. народов, населяющих долину Инда, публикуются литературные журналы на панджаби («Пандж дарья», «Панджаби», «Панджаби адаб»).
         Позитивное влияние на контакты панджабских литераторов Индии и Пакистана оказали конференции писателей стран Азии и Африки и творческая встреча писателей СССР, Народной Республики Бангладеш, Индии и Пакистана, состоявшаяся в Ташкенте в сентябре 1973 и в Юрмале в мае 1974.
         Изд.: Стихи пенджабских поэтов, М., 1957; О храбрых, нежных и влюбленных. Сказания Пятиречья, М., 1967; Воскресное утро. Новеллы панджабских писателей Индии, М., 1973.
         Лит.: Серебряков И., Пенджабская литература, М., 1963; Panjabi likhabi kosh., Jalandhar, 1964; Panjabi sahitt. Jild 1—2, Patiala, 1967; Narula S. S., Panjabi sahitt da itihas, Jalandhar, 1969; Panjabi sahitt kosh, Patiaba, 1971; AhIuwalia J. S., Punjabi literature in perspektive, Ludhiana, 1973.
         И. Д. Серебряков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Пенджабская литература" в других словарях:

  • ПЕНДЖАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ПЕНДЖАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, панджабская литература, литература панджабцев, населяющих штат Пенджаб Республики Индия и значительную территорию Пакистана. Развивается на языке панджаби. Самые ранние из сохранившихся памятников датируются VIII—X вв …   Литературный энциклопедический словарь

  • Литература Индии — Индийская литература считается одной из древнейших. В Индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих языках. Устное народное творчество сильно развито. Индуистская литература составляет важную часть индийской… …   Википедия

  • Индийская литература — считается одной из древнейших. В Индии 22 официальных языка, и огромное количество литературы написано на этих языках. Устное народное творчество сильно развито. Индуистская литература составляет важную часть индийской культуры. Содержание 1… …   Википедия

  • ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА — ИНДИЙСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, совокупность национальных и межнациональных литератур Южной Азии, типологически близких; одна из крупных макрообщностей в мировом литературном процессе. Уже в рамках индийской древней литературы определились некоторые… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • Список русскоязычных санскритологов — В список включены русскоязычные ученые, основным предметом исследований которых была Индия периода господства древнеиндийских языков, прежде всего санскрита как литературного языка (с конца II тысячелетия до н. э. до XII века… …   Википедия

  • Гурбахш Сингх — (р. 26.4.1895)         пенджабский писатель. Окончил инженерный колледж. Начал печататься в 1911. Основал журнал «Прит лари» (с 1933). Дебютировал как поэт и драматург. Первая пьеса «Раджкумари Латика» вышла в 1923. Творческая активность Г. С.… …   Большая советская энциклопедия

  • ПУРАН БХАГАТ — герой серии пенджабских народных преданий, восходящих к середине первого тысячелетия н.э. Правивший в Сиалкоте царь Саливахан случайно увидел красивую девушку из касты неприкасаемых, которую звали Луна, и взял ее себе в жены. Луна была не… …   Литературные герои

  • Серебряков, Игорь Дмитриевич — Игорь Дмитриевич Серебряков (27 ноября 1917 1998, пос. Сартана Донецкой обл.)  советский индолог, санскритолог, в соавторстве с Рабиновичем И. С. составитель первого панджабско русского словаря. Окончил филологический факультет ЛГУ (1940).… …   Википедия

  • Гарги Балвант — (р. 4.12.1916, г. Бхатинда), пенджабский писатель, драматург. Автор пьес, коротких рассказов, работ по истории театра и кино в Индии. Основная проблематика художественного творчества Г. преодоление феодальных пережитков, социальные преобразования …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»