Пародия

Пародия
(греч. parodía, буквально — пение наизнанку)
        в литературе и (реже) в музыкальном и изобразительном искусстве комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно П. строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы; два классических типа П. (иногда выделяемые в особые жанры) — Бурлеска, низкий предмет, излагаемый высоким стилем («Похищенное ведро» А. Тассони, «Елисей...» В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем («Морганте» Л. Пульчи, «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике — высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приёмы поэзии, так и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое иногда очень трудно (например, в русской юмористической поэзии 1850—1860-х гг., обличавшей действительность с помощью «перепевов» из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого литературного направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти в произведениях Козьмы Пруткова (См. Козьма Прутков)). По характеру комизма П. может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями. По объёму П. обычно невелики, но элементы П. могут обильно присутствовать и в больших произведениях («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Орлеанская девственница» Вольтера, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Улисс» Дж. Джойса). Первые образцы П. появились ещё в античности («Батрахомиомахия», 6 в. до н. э.); в средние века широко бытовала П. библейских и литургических текстов; в дальнейшем почти каждая смена литературных эпох и направлений (Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной П. с обеих сторон. В русской литературе наиболее характерные для различных эпох образцы П. принадлежат А. П. Сумарокову, А. А. Шаховскому, Н. А. Полевому, И. И. Панаеву, В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, В. С. Соловьеву, А. А. Измайлову; в советской литературе известны пародии А. Г. Архангельского, А. М. Арго, А. Б. Раскина и др. К П. близки случаи несоответствия стилистики и тематики, не имеющие прямой комической окраски, например аналогии в сюжетной схеме «южных поэм» и «Евгения Онегина» Пушкина; но такие случаи изучены недостаточно и редко называются П.
         В театре, цирке и на эстраде П. также обязательно предполагает узнавание пародируемого предмета. Существовали специальные театры П., например «Кривое зеркало» и др. Созданы оперные П. («Опера нищего» Дж. Гея и др.); яркая пародийно-сатирическая направленность отличала оперетту 19 в. (композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах). На современной эстраде с П. выступают А. И. Райкин, С. В. Образцов, Г. М. Дудник, Е. А. Арнольдова и др. Среди виднейших исполнителей П. в русском и советском цирке —В. Е. Лазаренко, С. С. Альперов и Бернарде, Б. П. Вяткин, Д. С. Альперов и М. П. Калядин, Эйжен и Лепом, Карандаш и др. Снимаются фильмы-П. («Лимонадный Джо», 1964, ЧССР, и др.).
         Тексты: Русская литературная пародия, ред. Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов, М. — Л., 1930 (есть лит.); Мнимая поэзия, ред. и предисл. Ю. Н. Тынянова, М. — Л., 1931; Русская стихотворная пародия, вступ. ст. и прим. А. А. Морозова, Л., 1960.
         Лит.: Тынянов Ю. Н., Гоголь и Достоевский. (К теории пародии), П., 1921; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Берков П. Н., Из истории русской пародии 18—20 вв., в сборнике: Вопросы советской литературы, т. 5, М. —Л., 1957; Морозов А. А., Пародия как литературный жанр, «Русская литература», 1960, №1; Рассадин Ст., Законы жанра, «Вопросы литературы», 1967, № 10; Фрейденберг О. М., Происхождение пародии, в сборнике: Труды по знаковым системам, т. 6, в. 308, Тарту, 1973.
         М. Л. Гаспаров (П. в литературе).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Пародия" в других словарях:

  • Пародия — вид лит ой сатиры, сатира на литературный стиль, при помощи к рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его литературу, всю его стилевую систему, или… …   Литературная энциклопедия

  • пародия — и, ж. parodie f. гр. parodia пение наизнанку. 1. Сатирическое литературное, музыкальное и т. п. произведение, комически имитирующее какие л. черты других произведений, а также использующее их форму для создания какой л. сатиры. БАС 1. Жонглер,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАРОДИЯ — (греч. parodia, от para против, и ado пою). Переделка серьезного произведения в смешное, иногда, с сохранением формы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРОДИЯ 1) переделка какого либо серьезного… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПАРОДИЯ — ПАРОДИЯ, пародии, жен. (греч. parodia, букв. песня напротив, наоборот). 1. Сатирическое произведение в прозе или в стихах, комически имитирующее, высмеивающее какие нибудь черты других литературных произведений (лит.). Пародии Козьмы Пруткова.… …   Толковый словарь Ушакова

  • пародия — См. повторение …   Словарь синонимов

  • Пародия —     ПАРОДИЯ жанр (см. это слово), в котором известное произведение, взятое в качестве образца, служит объектом подражания в другом произведении, но таким образом, что подражание касается только внешней стороны «образца» его ритмики, синтаксиса,… …   Словарь литературных терминов

  • Пародия — (от греческого слова parwdh припев, куплет) родсатирической поэзии, состоящий в том, что автор осмеивает какое нибудьсерьезное поэтическое произведение, подражая форме и тону последнего, нонамеренно подставляя на место образов и понятий изящных и …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПАРОДИЯ — (греческое parodia), 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальных манер, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, поведения (смотри, например,… …   Современная энциклопедия

  • ПАРОДИЯ — (греч. parodia) 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, игры и поведения (см., напр., Козьма …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАРОДИЯ — ПАРОДИЯ, и, жен. 1. Комическое или сатирическое подражание кому чему н. П. на стихотворение. 2. перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего н., карикатура (во 2 знач.) на что н. Жалкая п. | прил. пародический, ая, ое (к 1 знач.) и… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАРОДИЯ — жен., греч. забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку. Пародировать что, представлять, изображать в смешном, превратном виде; перелицевать, вывернуть наизнанку;… …   Толковый словарь Даля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»